Гальштатская культурно-историческая общность включала в себя несколько самостоятельных археологических культур. Как таковая гальштатская культура зародилась еще в конце II тыс. до н. э., в эпоху позднего бронзового века. Хронологические рамки этой г культуры VIII-V вв. до н. э.
Она распространилась на территории Верхнего и Среднего Придунавья и Северо-Западных Балкан.
В эпоху железа в Западной и Средней Европе эта культур достигает своего расцвета.
Своим названием гальштатская культура обязана Гальштатскому могильнику, расположенному близ городка Гальштат в Австрии.
География гальштатской культуры
Ученые выделяют две области распространения гальштатской культуры:
- западную,
- восточную.
Западная охватывала территории Верхней Австрии, южную часть Германии, северную часть Швейцарии и восточную часть Франции. Эту область заселяли кельты – многочисленные племена, близкородственные в языковом и антропологическом отношении, относящиеся к индоевропейской языковой семье.
Восточная область охватывала современную территорию Нижней Австрии, Словении, северной Хорватии, почти всю Чехию и Словакию, часть Южной Польши. Считается, что эту область заселяли иллирийцы. Иллирийцы — это собирательный этноним, который встречается в древнегреческих текстах.
Особенности погребений
Могильники гальштатской культуры бескурганные и курганные. Бескурганные обычно располагаются недалеко от городищ. К ним относится и Гальштатский могильник.
Он выполнял две функции: одна его часть отведена под трупоположения, а вторая – под трупосожжения. Обычно трупосожжения выглядят более богато и, как правило, принадлежат мужчинам. Покойников клали в большие овальные ямы. Труп сжигали вне могильника, а прах ссыпали на дно небольшой ямы или помещали в урну и ставили ее в яму. Археологи находили в могилах большое количество изделий, произведенных в Греции и Италии.
Курганные могильники состоят из средних по величине курганов. К концу эпохи их высота достигала 8-13 метров, а в ширину – до 100 м в диаметре.
Чаще всего они располагались на возвышенности. Погребения в таких курганах часто располагаются на повозках или колесницах, в некоторых случаях в деревянных камерах. Это погребения знатных людей. Данный факт говорит о том, что уже в эпоху гальштатской культуры имела место дифференциация общества.
Самый яркий образец такого захоронения – это курган Гохмихеле. В центральной камере была расположена повозка с останками знатной женщины, а в одной из боковых камер – погребены мужчина с диадемой и колчаном и женщина. Еще один пример такого кургана – курган в Виксе во Франции. В этом кургане находится деревянная камера с, в которой находится четырехколесная повозка с останками 35-летней женщины в золотой диадеме. Также с ней были погребены фигурки Пегасов и огромное количество греческих изделий.
Артефакты
К артефактам гальштатской культуры относятся мечи, кинжалы, топоры, ножи, железные и медные наконечники копий, бронзовые шлемы с широкими плоскими полями и с гребнями и панцири из отдельных бронзовых пластинок.
Также часто встречаются такие артефакты, как изготовленная из бронзы посуда и ожерелья из непрозрачного стекла.
Особенности поселений
Городища были защищены валом и рвом. В конце гальштатской эпохи стали появляться деревянно-земляные крепостные стены с каменным панцирем снаружи. Из него выступали вертикальные столбы, вкопанные в землю и соединенные горизонтальными балками-поперечинами с аналогичными столбами на тыльной стороне.
Жилища этой культуры представляли собой однокомнатный прямоугольник. Пол был глиняным, а стены деревянными или плетневыми, обмазанными глиной.
Развитие хозяйства
Для гальштатской культуры характерно плужное земледелие. Орудия труда – плуг и соха – были деревянными. В то время уже были известны почти все виды злаков.
Для подсечного земледелия использовали кельты – втульчатые топоры, насаживаемые на коленчатую рукоять.
Активно развивалось животноводство. В то время были известны все виды домашних животных.
Также была известна черная металлургия.
Религия и искусство
Из религиозных культов был популярен культ божества плодородия – изображаемого в виде обнаженной женщины.
Для искусства гальштатской культуры характерны орнамент, богатая роспись. Украшения были бронзовыми, золотыми, стеклянными и костяными. В основном это фибулы с изображениями зверей и шейные гривны.