Складывание государственного аппарата
Середина и вторая половина XIII в. стали временем, когда централизация королевской власти и расширение королевского домена сопровождалось формированием общегосударственного аппарата управления.
Основой его стали центральные органы, которые происходили из королевской феодальной курии:
- Королевский совет, ставший верховным органом управления;
- Парижский парламент (верховный суд)
- Палата счетов, ставшая главным финансовым ведомством
Основная тенденция в развитии государственного аппарата заключалась в постепенной замене службы, основанной на вассальных обязательствах, службой, которая оплачивалась государством. Эта служба выполнялась специально обученными чиновниками - легистами, знатоками законов, зачастую - выходцами из непривилигированных сословий (третье сословие).
Центральная и местная власть
Королевский совет, являясь постоянным органом при короле, был представлен приближенными к нему крупными феодалами, принцами крови, а также легистами.
Отдельные административные округа, на которые делился домен, возглавляли прево - бывшие управляющие королевскими поместьями. Округа были объединены в более крупные единицы: на севере – бальяжи, на юге - сенешальства. В руках возглавлявших их бальи и сенешалей, являвшихся чиновниками короля, концентрировалась административная, судебная и военная власть.
Власть короля
Королевская власть со временем утрачивала свою патримониальную основу, превращаясь во власть, которая представляет "общее" благо и обладает публично-правовым характером. Значительную роль при этом сыграла замена выборной власти короля наследственной. Правящая династия Капетингов реализовала наследственный принцип, введя правило коронации наследника при живом отце.
Государство теперь не рассматривалось в качестве личной собственности короля, которую он мог разделить между наследниками или подарить частным лицам. Утвержден принцип, согласно которому домен становится неотчуждаемым. Король уже не рассматривается как частное лицо. Он – олицетворение власти, источник права. Постепенно укоренились представления о священном характере королевской власти и государственной измене.
Реформы Людовика IX
Наиболее значительному реформированию система внутреннего управления подверглась в царствование Людовика IX (1226-1270):
-
Во-первых, была проведена реформа судебной системы: на территории королевского домена запрещались судебные поединки, появилась возможность переноса дела в королевский суд; решение любого суда - сеньориального или городского – могло быть путем подачи апелляции обжаловано в королевском суде. Парижский парламент превратился в верховную судебную инстанцию королевства; наиболее важные дела (главным образом, уголовные) относились к ведению королевского суда.
-
Во-вторых, Людовик IX вести запретил ведение частных войн на территории домена, а на территории всего королевства вводилась норма, получившая название "40 дней короля". Именно столько времени давалось сеньорам, чтобы апеллировать к королю и отказаться от войн.
-
В-третьих, в королевском домене вводилась единая монетная система; королевская монета использовалась на территории всего государства одновременно с монетами местных сеньоров. Правом чеканить собственную монету обладали в тот период почти 40 сеньоров. Со временем королевская монета вытеснила из обращения местные монеты. В ней было более высокое содержание серебра или золота, она имела широкое хождение как во внешней, так и во внутренней торговле. Постепенное установление единой монетной системы способствовало экономическому единству страны.
В целом, проведенные Людовиком IX реформы имели прогрессивное значение для дальнейшего процесса централизации. Происходившие в дальнейшем уже при его преемниках такие негативные явления, как рост налогового гнета, злоупотребления со стороны центральной и местных властей, бремя многочисленных войн, закрепили за временем Людовика IX название "золотого века" в истории страны.