Национальный блок и Левый блок
Частично материальные потери Франции в Первой мировой войне были компенсированы проигравшей Германией. На основе Версальского договора к Франции отошли области Эльзас и Лотарингия, на 15 лет — Саарская область (с 1920 года под управлением Лиги Наций). Эти территориальные приобретения и большая контрибуция легли в основу динамичного развития хозяйства в послевоенный период.
Также развитие основывалось на форсированном росте показателей промышленного сектора, и прежде всего в отраслях, связанных с военными заказами государства, в то время как другие отрасли легкой промышленности и сельское хозяйство переживали периодические кризисы.
В результате парламентских выборов в 1919 году к власти пришли правые партии национального блока (Республиканская федерация, Республиканско-демократический союз, роялисты) с примкнувшими движениями левого фланга политического спектра — радикалами и радикал-социалистами.
Правительство в 1920 году возглавил социалист А. Мильеран, осенью того же года избранный президентом. Неблагоприятные факторы (проволочки с репарациями, экономический кризис, забастовочное движение) обусловили недолгую политическую жизнь кабинета А. Бриана (1921 — 1922).
Пришедшее правительство жесткого консервативного политика Р. Пуанкаре предприняло шаги в решении внешнеполитических и социально-экономических проблем силовыми методами. Были увеличены налоги, выросли военные расходы, отменены многие положения трудового законодательства; оккупирован Рур в целях обеспечения уплаты репараций и т.д. Однако такие решительные шаги в отношении Германии привели к международной изоляции Франции под воздействием Англии. Вдобавок рост государственных расходов спровоцировал финансовый кризис, а с ним и падение кабинета Пуанкаре.
В противовес утратившему популярность «национальному блоку» социалисты, радикал-социалисты и радикалы сформировали «левый блок», который победил на выборах в 1924 году. До середины 1926 года составленные им Кабинеты Э. Эрио, Пэнлеве, А. Бриана сменяли друг друга. В это время усилилась социальная политика, снизился уровень репрессий в отношении крайней оппозиции и активистов забастовочного движения, наладились отношения с СССР. Противодействие правых сил привело левые правительства к кризису, и их сменил кабинет Бриана, а затем — правительство Пуанкаре. Правые кабинеты проводили жесткую линию на милитаризацию и подавление оппозиции.
Экономические и политические кризисы начала 1930-х гг.
Мировой экономический кризис на Францию распространился позднее, но был затяжным (1930—1934) и глубоким. Ожесточенная борьба различных политических сил определила антикризисную политику и повлияла на длительность кризиса.
Ни правые Кабинеты А. Тардьё и П. Лаваля, ни левые правительства Э. Эррио (и семи кабинетов, сменившихся до прихода Э. Даладье в 1934 году) не смогли сформулировать четкую антикризисную доктрину. Страну сотрясали правительственные кризисы, включая убийство президента Поля Думера (1932 год).
Также политический кризис выразился в 1934 году в попытке фашистского путча, за которым стояли ультраправые организации, часть монополий, представители клира. Путч совместными усилиями подавили СФИО и ФКП, что заметно усилило их влияние в обществе.
Народный фронт
Народный фронт – это объединение левых антифашистских сил.
Близость идеологических установок коммунистов и социалистов позволила достигнуть руководствам ФКП и СФИО компромисса по вопросам антикризисной программы в рамках Народного фронта, который объединил эти партии, радикал-социалистов, движение «Амстердам-Плейель» и некоторые другие. 12—13 февраля 1934 года ФКП и СФИО организовали всеобщую 4,5-миллионную забастовку в 300 городах страны.
Программа Народного фронта ориентировалась на удовлетворение ближайших нужд широких слоев населения. Среди ее требований надо отметить:
- сокращение рабочей недели без уменьшения содержания;
- создание фонда безработицы;
- организация общественных работ;
- увеличение количества рабочих мест за счет снижения пенсионного возраста;
- поддержка крестьянских кооперативов;
- регулирование закупочных цен на сельскохозяйственные товары;
- защита интересов мелких рантье;
- пересмотр закона о плате за торговые помещения;
- реформирование системы налогообложения в пользу малоимущих граждан.
Народный фронт одержал победу на выборах в апреле 1936 года. 4 июня Леон Блюм создал правительство Народного фронта, а 7 июня было подписано соглашение с предпринимателями и Всеобщей конфедерацией труда о признании института цеховых старост и профсоюзов, увеличении заработной платы. Соглашением предусматривалось введение 40-часовой недели, признание системы коллективных договоров, предоставление оплачиваемых отпусков, через несколько дней этот документ и большинство положений платформы фронта были закреплены решением парламента.
Левый уклон экономической политики Блюма способствовал усилению бегства капиталов (что привело к сокращению производства и росту безработицы), появлению новых форм противодействия курсу со стороны крупного капитала. Угроза повторного кризиса остановила правительство, которое не осмелилось взять под контроль Французский банк и начать налоговую реформу.
В течение 1937 — начале 1938 г. Кабинет социалиста-радикала К. Шотана постепенно сворачивал программу Народного фронта, популярность которого постепенно падала. Правительство Даладье окончательно от нее отказалось. Имя Даладье связано с подписанием Мюнхенского соглашения. Такая позиция в отношении Германии свидетельствовала об ослаблении страны, не сумевшей разработать эффективную антикризисную политику. В результате Франция уступила внешнеполитические позиции, потеряла ведущее положение на мировых рынках
Опыт Народного фронта показал возможность совместных усилий государства и части общества противостоять фашизму и тоталитаризму, заложил фундамент реформирования экономики на основе государственного регулирования в интересах широких слоев населения без крайних форм социальной борьбы.