Общая характеристика феодализма
Средневековье стало временем расцвета феодализма. Слово «феодализм» происходит от «феод», что означает наследственное земельное владение за службу. Получивший феод человек был вассалом того, кто ему предоставил землю. Тот, кто наделил вассала феодом, являлся сеньором. И вассалов, и сеньоров называли феодалами. Также они были сеньорами для всех жителей феода.
К XI веку вся земля в Европе была поделена на феоды. Феодалы фактически стали независимыми правителями своих владений. Но между ними сохранялась связь, предохранявшая государство от полного распада. Эта связь обычно изображается в виде «феодальной лестницы». На верхней ступени находился король, являвшийся верховным владельцем всех земель и верховным сеньором в государстве. Король раздавал своим вассалам – герцогам, князьям, графам – большие области. Те выделяли части своих герцогств, княжеств, или графств собственным вассалам — баронам. Вассалами баронов были рыцари. В качестве феода рыцари могли получить поместье — деревню или даже часть деревни. Они находились на нижней ступени «феодальной лестницы».
Правило, гласившее: «Вассал моего вассала — не мой вассал» означало, что вассал служил только непосредственному сеньору. Например, король не мог призвать к себе на службу барона, который был вассалом герцога, а герцог — простого рыцаря, являвшегося вассалом барона. Это делало власть королей очень слабой.
Сеньор давал землю вассалу, помогал ему и защищал от врагов. По призыву господина вассал становился в ряды его войска. Военная служба была обязательной 40 дней в году. За остальные дни на службе он получал от сеньора особую плату. Также вассал дарил сеньору подарки, выкупал из плена и т.д. После смерти владельца феод наследовал его старший сын.
Причины возникновения феодализма
Войны в средневековье были частым явлением. Все страны Европы подверглись кровавым усобицам после распада империи Карла Великого. Еще страшнее для жителей оказались набеги норманнов, завоевания арабов, нашествие венгров, которые грозили существованию европейского общества. Для обороны от них нужно было иметь надежное войско. Прогрессивные изменения в военном деле (например, внедрение подков или стремян для седел) подняли значение всадников с тяжелым оружием и в тяжелых доспехах.
Рыцарское войско стало грозной силой, но каждого рыцаря и его коня должны были обеспечивать десятки человек. Тогда на смену массовым ополчениям приходит небольшое войско воинов-профессионалов. Для обеспечения существования надежной военной силы и формировались феодальные порядки.
Три сословия феодального общества
Население делилось на три сословия:
- молящиеся;
- воюющие;
- работающие.
Сословия отличались по правам и обязанностям, установленным законами и обычаями.
В сословие воюющих входили потомки знати варварских племен и Западной Римской империи. Их положение было различным. Богатейшие владели целыми областями, а простые рыцари могли быть бедны. Но только феодалы обладали правом владеть землей.
В сословие работающих попали потомки обедневших свободных людей из варваров и римских граждан, и потомки рабов и колонов. Они составляли две категории. Некоторые крестьяне, оставаясь свободными, жили на землях феодалов. Считалось, что феодал предоставил крестьянам земельные наделы. За это крестьяне платили феодалу оброк или отрабатывали на господской земле барщину. Феодал мог судить население феода. Другую категорию называли крепостными. Они были «прикреплены» к наделам и не могли их покинуть. Их повинности были более тяжелыми, чем у свободных, так как они находились в личной зависимости от феодалов. Их можно было продать вместе с участком земли. Все имущество крепостных считалось собственностью их сеньора.
Также имелось сословие молящихся, которое считали главным и называли первым. Предполагалось, что крестьянин или феодал не могли до конца постигнуть глубины учения Христа и самостоятельно общаться с Богом. Только христианская церковь могла разъяснить всем божественные законы, осуществить связь человека с Богом, защитить его от дьявольских козней замолить грехи перед Богом.
Главной обязанностью молящихся было проведение богослужений. Также священники венчали новобрачных, крестили детей, принимали исповедь кающихся и отпускали грехи, причащали умирающих.
В отличие первых двух, духовенство было открытым сословием. Так что выходцы из двух других сословий могли стать священниками. Для содержания церкви с работающих взималась церковная десятина.
Церковная десятина – подать в пользу церкви в размере одной десятой части от годового дохода. Также во владении церкви находились немалые земли.
Феодалы и рыцарство
Одновременно со складыванием феодализма строились замки. Их возводили в IX —X ив. для защиты от норманнов, венгров или арабов. В замках в случае угрозы укрывались все жители округи. Сначала замки строили из дерева, затем стали применять камень. Часто их окружали наполненным водой рвом, через который перебрасывали подъемный мост. В центре замка располагалась неприступная многоэтажная башня — донжон. В нем наверху жил феодал с семьей, а внизу — слуги. Каждый этаж при необходимости становился маленькой крепостью. Взять замок штурмом было почти невозможно. Только голод после долгой осады мог заставить защитников сложить оружие. Поэтому в замке всегда хранились большие продовольственные запасы.
Вся жизнь феодалов проходила в походах, сражениях или подготовке к ним. Сыновья начинали готовиться к службе с детства. В 7 лет мальчики становились пажами, а в 14 лет — оруженосцами рыцарей. Рыцари на военную службу к сеньору приходили с пажами и оруженосцами, с отрядом легковооруженных слуг. Множество таких отрядов составляли феодальное войско. В 18 лет оруженосца посвящали в рыцари. При этом сеньор вручал ему меч, пояс и шпоры.
Постепенно складывались правила рыцарской чести. Главными качествами считались верность сеньору и щедрость по отношению к вассалам. Еще больше ценилась доблесть. Рыцарь был обязан постоянно стремиться к подвигам, проявлять в бою отвагу и даже безрассудство, презирать смерть. С доблестью связывались благородство и учтивость к противнику. Подлинный рыцарь никогда не должен нападать тайно, а, напротив, обязан предупредить врага о сражении, во время поединка иметь одинаковое оружие. Священными для рыцарей были месть за оскорбление и воинская дружба.