Государственно-монополистическая экономика — это форма монополистического капитализма, для которой характерно соединение сил капиталистических монополий и сил государства.
Формирование государственно-монополистического капитализма
Быстрое развитие производства под влиянием научно-технической революции рубежа XIX и XX веков усилило процессы его концентрации и централизации. В результате начался процесс образования монополистических объединений. Сращивание банковского и промышленного капиталов привело к формированию крупнейших финансовых групп, которые заняли ключевые позиции во всех основных отраслях хозяйственной жизни.
Образовавшиеся могущественные корпорации не замедлили начать вмешательство во внутреннюю и внешнюю политику государств, поставив их под собственный контроль. Был запущен процесс складывания государственно-монополистического капитализма, который особый размах приобрел в период между Первой и Второй мировыми войнами.
Монополии, бывшие мощнейшими субъектами хозяйства, в погоне за ростом прибыли все более активно воздействовали на сферу ценообразования. Это не только приводило к возникновению диспропорций в рамках национального хозяйства, но также усиливало международные экономические противоречия.
Поэтому экономические кризисы XX века главным образом связаны не с гипотетическими сбоями в сфере денежного и товарного обращения, а с корыстной политикой монополий. Именно это определяло особенности протекания кризисов, их глубину, масштабы, цикличность, протяженность и последствия.
В первой половине XX века кризисы по сравнению с предыдущим периодом становятся более частым явлением, а стадии роста и оживления – менее продолжительными. До Первой мировой войны прошли два значительных кризиса:
- кризис 1900-1901 годов;
- кризис 1907 года.
В межвоенный период случилось три крупных кризиса перепроизводства:
- 1920-1921 годов;
- 1929-1933 годов;
- 1937-1938 годов.
При этом в большинстве стран на стадиях экономических подъемов в 30-е годы сохранялись инфляция и безработица, приобретшие хронический характер, чего ранее не наблюдалось.
Антикризисное государственное регулирование
Ключевым направлением государственного вмешательства в экономическую сферу после войны становится антикризисное регулирование. Все страны использовали его для выхода из кризисов и для предотвращения их возникновения. Антикризисное регулирование осуществляется посредством кредитно-денежной и бюджетной политики государства.
Так, в 50-е годы для противодействия кризисным явлениям правительства капиталистических государств увеличили бюджетные расходы и снизили налоги, заботясь об ускорении процессов амортизации, повышали нормы амортизационных отчислений.
Эти мероприятия поспособствовали росту совокупного спроса, что привело к увеличению инвестиций и к расширению производства. Это в основном была бюджетно-налоговая политика, только дополняемая кредитно-денежной.
В результате в 50-е и 60-е годы наблюдалась тенденция роста государственной и полугосударственной собственности из-за национализации попавших в кризисное состояние отраслей промышленности и инфраструктуры. Бюджетные средства были направлены в социальную сферу, военно-промышленный комплекс, НИОКР.
Еще одной формой государственного регулирования стали индикативное планирование и программирование экономики, подкрепляемые бюджетными программами.
В 60-70-е годы экономическая ситуация претерпевает изменения. В результате государственной политики 50-х годов начинают нарастать инфляционные явления.
Политика изменяется: сокращается рост государственного потребления, снижается рост расходной части бюджета. Одновременно используется кредитно-денежная политика, растут ставки ссудного процента.
В начале 80-х годов ситуация вновь меняется. Эти годы характеризуются чередой кризисов. Отличительной чертой циклических кризисов 1974-1975 годов и 1980-1982 годов было переплетение со структурными кризисами (энергетическим, сырьевым, экологическим, продовольственным).
Также для кризисов было характерно сочетание роста безработицы, падения производства, недогрузки производственных мощностей с регулярным ростом цен. Это явление было названо стагфляция. Применявшаяся модель государственного регулирования себя изжила.
В результате перед государственно-монополистическим капитализмом встала проблема трансформации методов регулирования в соответствии с циклическим витком конъюнктуры. Произошел отказ от модели кейнсианства в пользу либеральной, которая предусматривала ограничение государственной роли и большую свободу рыночных субъектов.
В соответствии с монетаристской концепцией государство стало основное внимание сосредотачивать на кредитно-денежном регулировании и применении кредитно-денежной политики для амортизации циклических колебаний и обеспечения устойчивого экономического роста.
Отличие современной антикризисной государственной политики заключается в ориентации на предложение, то есть на создание условий для производства, путем снижения налогов и либерализации кредита. Прежняя политика решала задачу расширения спроса с опорой на налогово-бюджетные рычаги.
Страны с рыночной экономикой в течение XX века накопили мощный арсенал методов борьбы с проявлениями кризиса и эффективно их применяют.
Это не означает, что циклические колебания уходят в прошлое, а с ними и феномен государственно-монополистического капитализма.
Наоборот, процесс концентрации производства на основе интернационализации экономики и интеграции стран усиливают значение государственно-монополистического капитализма как координатора таких явлений. Интернационализация производства, развитие межгосударственных связей привели к синхронизации экономических циклов в разных странах и регионах.