В странах-членах ЕС действуют разные социально-экономические модели. Это обогащает экономическую политику Союза за счет разных подходов к экономической политике, но в то же время препятствует выработке единой политики.
Германская модель
Социально-экономическая модель послевоенной Германии формировалась под влиянием идей ордолиберальной Фрайбургской школы, социал-либерализма и неолиберализма.
Результатом синтеза стала концепция социальной рыночной экономики. В ее основу легли позиции ордолибералов, настаивавших на соблюдении следующих принципов «хозяйственного порядка»:
- незыблемость института частной собственности;
- стабильность денежного обращения;
- свободный доступ на рынок всех хозяйствующих субъектов и свобода заключения между ними договоров;
- полная имущественная ответственность хозяйствующих субъектов за результаты деятельности;
- постоянство экономической политики.
Созданный «хозяйственный порядок» обеспечивал функционирование системы конкурентных цен.
Что касается объемов социальных услуг, предоставляемых государством гражданам, то предполагалось что социальные проблемы решаются не перераспределением благ, а повышением хозяйственной эффективности. Социальная политика должна ориентироваться на обеспечение условий, при которых возможна реализация индивидуальных долгосрочных решений в социальной сфере. Он подчеркивал, что с ростом уровня жизни и благосостояния отпадает потребность в государственной опеке, а объектами должны лишь действительно нуждающиеся в поддержке. Помощь должна оказываться лишь в формах, стимулировавших их возвращение к активной трудовой деятельности.
В концепцию социального рыночного хозяйства привносились новые элементы, деформировались ее принципы, что раздувало государственные расходы, создавало хронический бюджетный дефицит, увеличивало государственный долг и безработицу.
В нынешнем виде для германской модели характерны следующие черты:
- умеренные показатели государственной активности в экономике;
- особое место малого и среднего бизнеса;
- показатель расходов на НИОКР в 3% ВВП, при этом 65% финансирования НИОКР обеспечивается частными компаниями;
- в экономике Германии сохранен значительный промышленный сектор. В структуре ВВП его доля составляет 25—26%. Ключевыми отраслями являются машиностроительный и химический комплекс;
- Банковский кредит является главным внешним источником финансирования бизнеса;
- социальная система в равных долях финансируется из бюджета, взносов работодателей и наемных работников;
- развита система социального партнерства, что отражено в концепции «соучастия наемных работников в управлении»;
- экономика носит ориентированный на экспорт характер.
При всех проблемах экономика Германии демонстрирует устойчивость, страна является ведущей экономикой ЕС.
Французская модель
Во французской модели экономики традиционно высока роль государства. В послевоенной Франции организованы индикативное планирование и система широкой социальной защиты, а вследствие трех волн национализации (1936, 1945 и 1982) во Франции сформировался крупнейший национализированный сектор экономики, включавший ведущие банки и компании.
В результате начавшейся в 1986 г. приватизации государство утратило доминирующие позиции. Сейчас на предприятия госсектора приходится 5% численности наемных работников, 20% стоимости основных фондов и 6% добавленной стоимости.
Однако размер государственного вмешательства в экономику по-прежнему велик, что связано с большими размерами государственных расходов и традиционно тесными связями государства и крупного бизнеса. Для Франции характерен высокий уровень государственной поддержки компаний и банков, что связано с направленностью политики на создание «национальных чемпионов» и сохранение контроля над ними. В то же время государство участвует в капитале многих национальных компаний.
К целям управления государственной собственностью сейчас относятся обеспечение контроля над стратегически важными предприятиями и содействие развитию предприятий, участвующих в росте национальной и европейской экономики.
Франция выделяется показателями инфраструктуры, здоровья населения, зрелости финансовой системы, размера рынка, инновационного потенциала. К слабым сторонам экономической модели Франции относятся невысокие субиндексы образования и навыков населения, эффективности товарных рынков и рынка труда, низкое значение отдельных индикаторов (бремя государственного регулирования, регулирование конфликта интересов, цифровые навыки экономически активного населения, высокие ставки налогов на рабочую силу.
Франция относится к странам с высоким уровнем человеческого развития. Ключевыми проблемами ее экономического развития остаются хронический дефицит госбюджета и рост государственного долга, высокая налоговая нагрузка и сложная налоговая политика.
В социальной сфере проблемой остается старение населения. Другой проблемой является высокий показатель уровня безработицы, при этом выделяется высокий уровень безработицы среди молодежи.
Итальянская модель
Для экономической системы Италии характерны экономический плюрализм (совмещение государственной и частной собственности) и активное госрегулирование через индикативное планирование.
После процесса приватизации (1992—2006) в руки государства попали крупные пакеты в естественных монополиях, а также в компаниях меньшего масштаба. Для индикативного планирования правительство ежегодно принимает документ финансового и экономического планирования, в котором устанавливаются социальные и экономические цели на предстоящий год (сокращение безработицы, сдерживание инфляции, снижение госдолга). В качестве инструмента реализации целей используется госбюджет, а для его выполнения через парламент ежегодно принимается финансовый закон. Подобный набор документов в Италии называется «экономическим маневром государства». Реализации документов мешает то, что государственный долг регулярно обновляет исторические максимумы.
Для частной собственности характерно доминирование средних и малых предприятий на основе групповой и семейной собственности. Более того, доля малых предприятий в ВВП и числе занятых растет, а доля крупных предприятий сокращается. При этом малые предприятия часто являются инновационными компаниями, которые во многом работают успешнее крупных.
Развитие среднего и малого бизнеса помогло изменить другую черту итальянской модели — доминирование треугольника «Милан — Турин — Генуя». Малые предприятия стали создаваться в считавшихся периферийными регионах (Тоскана, Эмилия-Романья, Тривенето, Марке и Умбрия, Кампания и Сицилия). На их территории вне городских центров, развивались разветвленные экономические системы, сформированные на основе малых и средних предприятий, связанных взаимными поставками и специализирующихся в одной промышленной отрасли. Это отрасли с меняющимся (одежда, текстиль, обувь) или дифференцированным (микромеханика, комплектующие для автомобилей, станки) спросом.
Для Италии свойственны региональные диспропорции между догоняющим югом и богатым севером и, как результат, социальные проблемы и противоречия. На юге сосредоточена почти треть рабочей силы, однако безработица здесь составляет более 20%.
Как и в станах ЕС, итальянская экономика ориентирована на экспорт, причем для него характерна высокая доля потребительских товаров высокого качества, производимых в традиционных отраслях экономики (одежда и обувь, товары для дома, мебель, продукты питания, промтовары). Появившийся в1980-е годы бренд «Сделано в Италии» продвигается государственными органами, ассоциациями и институтами.
Скандинавская модель
«Скандинавская модель» в большей степени относится к социальной сфере, а не экономической, поскольку прежде всего северные страны близки в социальной политике.
Лидером региона является Швеция, поэтому часто используется термин «шведская модель». Он возник в 1960-х годах, в период успешного сочетания в Швеции экономического роста с реформами на фоне социальной бесконфликтности. Шведская модель является символом развитой формы государства благосостояния. Политической базой для модели стал «исторический компромисс» между социал-демократическим правительством (с 1932 года с перерывами в 1976—1982, 1991—1994 и 2006—2014 годах) и крупным капиталом. Модель подвергалась изменениям с течением времени. Но цель модели неизменно состояла в попытке сочетать частную собственность и экономический рост со справедливым распределением и высокой занятостью.
Для модели характерна специфика отношений между капиталом и трудом. Шведская модель базируется на компромиссе между рабочим движением с одной стороны и крупным капиталом с другой исходя из осознания того, что маленькая страна сможет выжить в мире с жесткой конкуренцией лишь при объединенных усилиях всех сторон. Поэтому долгое время действовала централизованная система переговоров профсоюзов и предпринимателей о заключении коллективных договоров в области заработной платы, причем политика профсоюзов основана на принципах солидарности между разными группами трудящихся.
Еще одна специфическая черта шведской модели заключается в том, что в экономической политике выделяются две цели: полная занятость и выравнивание доходов. Государство проводит активную политику на рынке труда и содержит большой государственный сектор для перераспределения доходов и оказания социальных услуг.