Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Эпоха Возрождения в Европе

Определение 1

Возрождение — это эпоха в истории европейской культуры, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Новому времени. Ее временные рамки приходятся на начало XIV века в Италии (с XV века повсеместно в Европе) — последнюю четверть XVI века и начало XVII века.

Отличительная черта культуры Возрождения — светский характер, антропоцентризм и гуманизм.

В эпоху Возрождения расцветает интерес к античности, происходит «возрождение» античной культуры, что и привело к появлению термина. Возрождение считается точкой отсчета европейского искусства, поскольку в это время сформировался современный характер культуры.

Термин «Возрождение» можно встретить уже у итальянских гуманистов. В современном значении понятие введено в обиход в XIX веке историком Жюлем Мишле.

Общая характеристика

Культурная парадигма Возрождения возникла в результате кардинальных изменений в общественных отношениях.

Особое значение в Возрождении имело крушение Византийского государства, бежавшие в Европу византийцы принесли с собой произведения искусства и библиотеки, содержавшие античные источники, неизвестные средневековой Европе, а также являлись носителями никогда не забывавшейся в Византии античной культуры. Козимо Медичи именно под впечатлением от лекций византийского ученого основал во Флоренции Академию Платона.

Рост итальянских городов-республик вёл к расширению влияния сословий, которые не участвовали в феодальных отношениях: ремесленников и мастеров, торговцев, банкиров. Им были полностью чужды иерархическая система ценностей средневековой церковной культуры и её смиренный аскетичный дух. Это привело к формированию гуманизма.

Определение 2

Гуманизм – это общественно-философское движение, рассматривавшее человека, его личность, его свободу, его созидающую деятельность как высшую ценность.

«Эпоха Возрождения в Европе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В городах возникают светские центры искусства и науки, деятельность которых была вне церковного контроля. Новое мировоззрение видело в античности пример неаскетичных гуманистических отношений. Изобретение книгопечатания в середине XV века сыграло свою роль в распространении по всей Европе античного наследия и новых взглядов.

Возрождение началось в Италии, где ещё в XIII веке были заметны его первые признаки (в деятельности Тони Парамони, Джотто, Пизано, Орканья), но установилось твёрдо с 1420-х годов. В Германии, Франции и других странах оно появилось позже. К концу XV века оно достигает наивысшего расцвета. Вследствие кризиса Возрождения XVI века является возникновение барокко и маньеризма.

Этапы эпохи Возрождения

Традиционно Возрождение делится на 4 этапа:

  • Проторенессанс (вторая половина XIII века — XIV век);
  • Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века);
  • Высокое Возрождение (конец XV — начало XVI века);
  • Позднее Возрождение (середина XVI века — 1590-е годы).

Проторенессанс

Проторенессанс связан со средневековьем и зародился в Позднем средневековье с романскими, византийскими и готическими традициями. Он стал предтечей Возрождения. Два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне в 1337 году и после. В начале совершаются важные открытия, работают яркие мастера. Затем на Италию обрушивается эпидемия чумы. В конце XIII века возводится главное храмовое сооружение Флоренции — собор Санта Мария дель Фьоре, его автором стал Арнольфо ди Камбио, работу продолжил Джотто, спроектировавший кампанилу собора.

Искусство проторенессанса раньше всего проявилось в скульптуре (Джованни и Никколо Пизано, Андреа Пизано, Арнольфо ди Камбио). Живопись представлена художественными школами: Флоренции (Джотто, Чимабуэ) и Сиены (Симоне, Мартини Дуччо). В живописи центральной фигурой стал Джотто, которого художники Возрождения считали реформатором. Он наметил путь развития: наполнение светским содержанием религиозных форм, переход от плоскостных изображений к рельефным и объёмным, нарастание реалистичности, введение в живописи пластического объёма фигур, изображение в живописи интерьеров.

Раннее Возрождение

«Раннее Возрождение» охватывает время 1420-1500 годов. В течение восьмидесяти лет искусство не полностью отрешается от недавнего прошлого, но примешивает заимствованные из классической древности элементы. Впоследствии под влиянием изменяющихся условий, художники бросают средневековые основы и пользуются образцами античности, как в общей концепции произведений, так и в деталях.

Искусство в Италии решительно встало на путь подражания классической древности, но в других странах долго придерживалось готических традиций. К северу от Альп Возрождение наступило в конце XV столетия.

Высокое Возрождение

Третий период — время пышного развития Возрождения — называется «Высоким Возрождением». В Италии оно длится с 1500 по 1527 год. В это время центр искусства перемещается из Флоренции в Рим. При Юлии II и его преемниках Рим стал как бы Афинами времён Перикла: строятся монументальные здания, создаются скульптурные произведения, пишутся картины и фрески. Все три отрасли идут рука об руку, помогая друг другу и действуя друг на друга. Античность изучается более основательно, воспроизводится с последовательностью и строгостью; достоинство и спокойствие заменяют игривую красоту, бывшую стремлением предшествовавшего периода. Исчезают припоминания средневекового, и классический отпечаток ложится на все произведения. Но подражание не заглушает самостоятельности художников, и они с находчивостью и живостью свободно перерабатывают то, что считают для себя уместным заимствовать из античного искусства.

Творчество великих мастеров знаменует вершину Ренессанса, самые известные из них:

  • Леонардо да Винчи;
  • Микеланджело Буонарроти;
  • Рафаэль Санти.

Позднее Возрождение

Позднее Возрождение охватывает 1530-е —1620-е годы. Искусство этого времени настолько разнообразно, что сводить его к одному знаменателю можно лишь с долей условности. В Южной Европе торжествовала Контрреформация, которая смотрела с опаской на свободомыслие и воскрешение античных идеалов как краеугольные камни идеологии Ренессанса. Мировоззренческие противоречия и ощущение кризиса вылились в маньеризм — «нервное» искусство изломанных линий и надуманных цветов. В Парму маньеризм добрался после смерти художника Корреджо в 1534 году. Художественные традиции Венеции имели собственную логику развития; до 1580-х годов там работали Палладио и Тициан, творчество которых имело мало общего с кризисными явлениями искусства Флоренции и Рима.

Дата последнего обновления статьи: 10.12.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot