Возрождение — это эпоха в истории европейской культуры, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Новому времени. Ее временные рамки приходятся на начало XIV века в Италии (с XV века повсеместно в Европе) — последнюю четверть XVI века и начало XVII века.
Отличительная черта культуры Возрождения — светский характер, антропоцентризм и гуманизм.
В эпоху Возрождения расцветает интерес к античности, происходит «возрождение» античной культуры, что и привело к появлению термина. Возрождение считается точкой отсчета европейского искусства, поскольку в это время сформировался современный характер культуры.
Термин «Возрождение» можно встретить уже у итальянских гуманистов. В современном значении понятие введено в обиход в XIX веке историком Жюлем Мишле.
Общая характеристика
Культурная парадигма Возрождения возникла в результате кардинальных изменений в общественных отношениях.
Особое значение в Возрождении имело крушение Византийского государства, бежавшие в Европу византийцы принесли с собой произведения искусства и библиотеки, содержавшие античные источники, неизвестные средневековой Европе, а также являлись носителями никогда не забывавшейся в Византии античной культуры. Козимо Медичи именно под впечатлением от лекций византийского ученого основал во Флоренции Академию Платона.
Рост итальянских городов-республик вёл к расширению влияния сословий, которые не участвовали в феодальных отношениях: ремесленников и мастеров, торговцев, банкиров. Им были полностью чужды иерархическая система ценностей средневековой церковной культуры и её смиренный аскетичный дух. Это привело к формированию гуманизма.
Гуманизм – это общественно-философское движение, рассматривавшее человека, его личность, его свободу, его созидающую деятельность как высшую ценность.
В городах возникают светские центры искусства и науки, деятельность которых была вне церковного контроля. Новое мировоззрение видело в античности пример неаскетичных гуманистических отношений. Изобретение книгопечатания в середине XV века сыграло свою роль в распространении по всей Европе античного наследия и новых взглядов.
Возрождение началось в Италии, где ещё в XIII веке были заметны его первые признаки (в деятельности Тони Парамони, Джотто, Пизано, Орканья), но установилось твёрдо с 1420-х годов. В Германии, Франции и других странах оно появилось позже. К концу XV века оно достигает наивысшего расцвета. Вследствие кризиса Возрождения XVI века является возникновение барокко и маньеризма.
Этапы эпохи Возрождения
Традиционно Возрождение делится на 4 этапа:
- Проторенессанс (вторая половина XIII века — XIV век);
- Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века);
- Высокое Возрождение (конец XV — начало XVI века);
- Позднее Возрождение (середина XVI века — 1590-е годы).
Проторенессанс
Проторенессанс связан со средневековьем и зародился в Позднем средневековье с романскими, византийскими и готическими традициями. Он стал предтечей Возрождения. Два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне в 1337 году и после. В начале совершаются важные открытия, работают яркие мастера. Затем на Италию обрушивается эпидемия чумы. В конце XIII века возводится главное храмовое сооружение Флоренции — собор Санта Мария дель Фьоре, его автором стал Арнольфо ди Камбио, работу продолжил Джотто, спроектировавший кампанилу собора.
Искусство проторенессанса раньше всего проявилось в скульптуре (Джованни и Никколо Пизано, Андреа Пизано, Арнольфо ди Камбио). Живопись представлена художественными школами: Флоренции (Джотто, Чимабуэ) и Сиены (Симоне, Мартини Дуччо). В живописи центральной фигурой стал Джотто, которого художники Возрождения считали реформатором. Он наметил путь развития: наполнение светским содержанием религиозных форм, переход от плоскостных изображений к рельефным и объёмным, нарастание реалистичности, введение в живописи пластического объёма фигур, изображение в живописи интерьеров.
Раннее Возрождение
«Раннее Возрождение» охватывает время 1420-1500 годов. В течение восьмидесяти лет искусство не полностью отрешается от недавнего прошлого, но примешивает заимствованные из классической древности элементы. Впоследствии под влиянием изменяющихся условий, художники бросают средневековые основы и пользуются образцами античности, как в общей концепции произведений, так и в деталях.
Искусство в Италии решительно встало на путь подражания классической древности, но в других странах долго придерживалось готических традиций. К северу от Альп Возрождение наступило в конце XV столетия.
Высокое Возрождение
Третий период — время пышного развития Возрождения — называется «Высоким Возрождением». В Италии оно длится с 1500 по 1527 год. В это время центр искусства перемещается из Флоренции в Рим. При Юлии II и его преемниках Рим стал как бы Афинами времён Перикла: строятся монументальные здания, создаются скульптурные произведения, пишутся картины и фрески. Все три отрасли идут рука об руку, помогая друг другу и действуя друг на друга. Античность изучается более основательно, воспроизводится с последовательностью и строгостью; достоинство и спокойствие заменяют игривую красоту, бывшую стремлением предшествовавшего периода. Исчезают припоминания средневекового, и классический отпечаток ложится на все произведения. Но подражание не заглушает самостоятельности художников, и они с находчивостью и живостью свободно перерабатывают то, что считают для себя уместным заимствовать из античного искусства.
Творчество великих мастеров знаменует вершину Ренессанса, самые известные из них:
- Леонардо да Винчи;
- Микеланджело Буонарроти;
- Рафаэль Санти.
Позднее Возрождение
Позднее Возрождение охватывает 1530-е —1620-е годы. Искусство этого времени настолько разнообразно, что сводить его к одному знаменателю можно лишь с долей условности. В Южной Европе торжествовала Контрреформация, которая смотрела с опаской на свободомыслие и воскрешение античных идеалов как краеугольные камни идеологии Ренессанса. Мировоззренческие противоречия и ощущение кризиса вылились в маньеризм — «нервное» искусство изломанных линий и надуманных цветов. В Парму маньеризм добрался после смерти художника Корреджо в 1534 году. Художественные традиции Венеции имели собственную логику развития; до 1580-х годов там работали Палладио и Тициан, творчество которых имело мало общего с кризисными явлениями искусства Флоренции и Рима.