Причины и история создания Эклоги
Эклога – это первый краткий официальный свод законов византийского права, созданный на основе кодификации Юстиниана. Он был создан ориентировочно в 726 г. под сильным влиянием права Сирии, а также права славянских народов.
VIII-IX вв. были отмечены правлением в Византии императоров династии Исавров – сторонников сильного и деспотического центрального правительства, и единой государственной идеологии.
Одними из факторов, которые привели к принятию Эклоги, были:
- необходимость улучшить правосудие Византии,
- создание свободного суда, способного несколько снизить коррупцию правосудия.
Наиболее значимыми для создания Эклоги стали юридические причины. Положения Кодекса, «Дигеста», «Институций» и «Новелл» Юстиниана требовали серьезного пересмотра, сокращения и упрощения, их адаптации к новой социально-политической ситуации. Невозможность использования систематизации Юстиниана в первозданном виде объяснялась еще и тем, что она была написана на латыни, а официальным языком в VII-VIII вв. Византии был уже греческим языком.
Редакторами Эклоги были императоры-иконоборцы Константин Копроним и Лев Исавр, поэтому позднее, с преодолением иконоборческой ереси, Эклогу назвали «извращенными законами» и официально отменили. Однако она не была полностью обречена на забвение, что во многом определяется высокой юридической техникой этого документа, детальной проработкой отдельных институтов византийского права, которые она содержала. О широком распространении Эклоги свидетельствует появление так называемой Частной Эклоги, а также Эклоги, модифицированной в Прохирон.
Юридический материал, содержащийся в Эклоге, был использован для разработки других, более поздних памятников византийского права:
- Василика,
- Исагоги,
- Прохирона и др.
Основные статьи и разделы Эклоги
При рассмотрении правового статуса физических лиц необходимо отметить качественные отличия Эклоги от права Древнего Рима. С одной стороны, под влиянием христианства институт рабства существенно изменился, произошла его «гуманизация». Таким образом, Раздел VIII Эклоги содержит список методов освобождения рабов. При осуждении за преступление, согласно разделу XVII, степень ответственности, как правило, не зависела от социального статуса преступника и потерпевшего и т.п.
С другой стороны, среди свободного населения наблюдалась большая дифференциация, о чем свидетельствует содержание заголовка XIV «О свидетелях».
Значительное количество статей Эклоги посвящено вопросам брачного и семейного права. Это связано с тем, что христианство, ставшее государственной религией в 337 г., принесло с собой качественно новое понимание брака как нерасторжимого союза, освященного Богом.
Именно в Эклоге христианский брак впервые получил подробное правовое регулирование. Документ открывают нормы брачного и семейного права, они содержатся в разделах I-III. Нововведением стало укрепление института помолвки, который представлял собой официальное двустороннее соглашение между семьями жениха и невесты. Название I раздела специально посвящено этому институту.
Эклога излагает различные способы женитьбы. Как правило, брак заключался письменно при свидетелях. Эклога запрещала различные формы половой распущенности (Раздел XVII, статьи 19–23), и предусматривала возможность юридических последствий, возникающих в результате вступления в брак.
Эклога рассматривала брак отчасти как договор, поэтому имущественные отношения между супругами в ней подробно регулировались. В то же время основное внимание было сосредоточено на институтах приданого и добрачного дара (Раздел II, статьи 4-8, 11).
Особенностью брачно-семейного права в Эклоге является строгое ограничение оснований для развода, хотя в целом оно разрешает развод, несмотря на то, что с точки зрения христианства брак нерасторжим.
В целом Эклога стоит на позициях постклассического римского права. Это нашло отражение в его стандартах в отношении:
- займа,
- договоров купли-продажи,
- личного и имущественного найма,
- хранения,
- товарищества,
- дарения и т.д.
Особенностью является более формализованная процедура заключения договоров, преобладание письменной формы (хотя она и не была обязательной). Эти законы описаны в Титулах IX-XI и XIII. Дальнейшее развитие в Эклоге находит эмфитевзис (отчужденное вещное право). Эклога содержит как «ограниченный», так и «вечный» эмфитевзис (титул XII Эклоги).
Раздел XVII Эклоги посвящен вопросам преступлений и наказаний. Это один из самых ярких ее разделов, отражающих основные тенденции развития уголовного права в Византии.
Отличительная черта византийского уголовного права – жестокость наказания. Значительный спектр преступлений в Эклоге карается смертной казнью.
Рассматривая классификацию преступлений, важно отметить, что в Эклоге на первом месте стоят преступления против религии и церкви, что стало следствием влияния христианства. Их круг довольно обширен; о них говорится, в частности, в ст. 2, 6, 15, 23, 25, 26, 42-44. К наиболее серьезным преступлениям против религии относятся колдовство и знахарство, а также ересь (ст. 52). Следует отметить, что отречение военнопленных от христианской веры не является преступлением светского права: вопрос об ответственности в этом случае должен был решаться церковным трибуналом (трибуналом епископа), поскольку считалось, что только он может определить психологическое и духовное состояние человека, совершившего такой поступок. При назначении наказания за преступления против веры часто применяется принцип символического возмездия. Это также отличает Эклогу от законодательства Юстиниана и указывает на определенное влияние восточного права.
Государственные преступления были тесно связаны с религиозными преступлениями. Византийский император рассматривался не только как правитель – политический лидер, но и как помазанник Бога, как наместник Бога на земле. Поэтому любое посягательство на его жизнь однозначно считалось религиозным преступлением (статья 3).