Государство Элам. Общая характеристика
Первые поселки земледельцев появляются на территории Западного Ирана еще в $VIII – VI$ тысячелетиях до н.э., благодаря благоприятным климатическим условиям. Впоследствии они расселяются по всей территории Иранского плато, минуя лишь пустыни. Наличие богатых рудных месторождений дает толчок к развитию ремесла. Оседлые общины, уже на раннем этапе своего развития, а именно в $VI$ тысячелетии до н.э., изготавливали из меди проколки, булавки, бусы. Производили разнообразную глиняную посуду, богато украшенную росписью.
Первыми к складыванию государственности пришли племена юго-запада, обитавшие в долине рек Каруна и Керхи, в месте под названием Сузиана. Название государства в историческую литературу пришло из вавилонских документов, где его именовали Элам («страна Бога»).
Уже к $IV$ тысячелетию у эламитов активно развивается земледелие: выращивались обильные урожаи ячменя, фруктов. К $III$ тысячелетию до н.э. жители осваивают плужное земледелие. Создаются крупные поселения, окруженные глинобитными стенами. В это время большого прогресса достигает ремесло: появляется гончарный круг, отливаются медные топоры, цилиндрические печати с изображениями храмовых построек, что говорит о развитии монументальной архитектуры в этот период.
К началу $III$ тысячелетия до н.э. можно говорить о становлении нового государственного образования Элам и возникновении Эламской цивилизации. Толчком послужило завоевание этой территории шумерами и распространение их обычаев и культуры на территорию Юго-западного, центрального, восточного и юго-восточного Ирана. Столицей страны стали Сузы. И это не удивительно. Сузы находились в долине рек Каруна и Керхи, в месте пересечения важнейших торговых путей, связывающих Элам с Месопотамией, Северным и Восточным Ираном. Помимо Суз, существовал еще один значительный экономический и культурный центр – Анчан (Аншан), современный Тепе-Мальян, который, в некоторые исторические периоды становился центром государства.
Рисунок 1.
Элам представлял собой федерацию нескольких княжеств, то объединявшуюся в единое государство, то вновь распадавшуюся на части. Когда происходило объединение земель, эламиты обычно покоряли всю территорию древнего Ирана, иногда, им удавалось захватить и Месопотамию. В период распада, страна приходила в упадок и теряла все завоеванные позиции в регионе.
История Элама неразрывно связано с историей Двуречья. Шумер и Аккад первое время были вынуждены защищать свои территории от нашествий воинственных племен. Ситуация меняется в первой половине $II$ тысячелетия, когда Элам оказался в прямой политической зависимости от Аккадского царства и вынужден был платить ему дань. Большинство документов этого периода были составлены на аккадском языке. Только в начале $XXII$ века до н. э Элам обрел независимость. Но свобода оказалась недолгой. Вскоре из горных районов Загроса на эти земли пришли племена кутиев, которые снова подчинили себе часть государства. Так просуществовал Элам до начала $XX$ в. до н. э, когда он снова попал под власть Двуречья. В это время шумеры завоевывают плотные позиции в регионе и даже посылают к управлению своих наместников. Только в конце $XXI$ века до н.э., пользуясь смутами в Месопотамии и свержением правителя династии Ура, Элам вновь получил самостоятельность и даже, вторгшись в Месопотамию, обосновался в южной части долины Двуречья – Ларсе. Но в $XVI$ веке до н.э., царю Хаммурапи удалось объединить Месопотамские земли, и снова покорить эламитов.
Только в $1180$ году, вражеское войско было изгнано, а эламский царь Шутрук-Наххунте I совершил поход, на бывшего завоевателя разграбив его города. Шутрук-Наххунте I увез в Сузы богатую добычу. Среди награбленного была и стела со знаменитыми законами царя Хамураппи.
Расцвет эламского государства произошел через $30$ лет после похода и пришелся на $1150$ год. Вавилония была завоевана, а власть Элама в Иране простиралась до берегов Персидского залива на юге до области современного города Хамадан на севере. Эта гегемония продлилась недолго. Уже в $1115$ году до н.э. вавилонский царь Навуходоносор I наносит сокрушительное поражение эламским войскам, обложив его данью на три столетия.
Другим серьезным врагом стала Ассирия, проводившая завоевательные походы на территории Вавилона и Ирана. Первый раз в крупном сражении с ними встретился ассирийский царь Саргон II. Эламо-вавилонские войска нанесли крупное поражение неприятелю. Так и не завоевав юго-западный Иран, Саргон вынужден был отступить. Крупный поход против Элама совершил царь Ассирии Синахериб. Но и он вернулся ни с чем в Ниневию.
Синахериб не сдался и попытался снова провести завоевание непокорной территории, но потерпел поражение. Свободолюбивые иранские племена не хотели сдаваться агрессору. Эта борьба длилась до $645$ года до.н.э. и закончилась только при Ашшурбанипале, который наконец смог добиться полного уничтожения войск векового врага Ассирии. Так заканчивается история государства. Одно время свою власть на этой территории восстановил Вавилон, потом, ненадолго ее переняли индийские княжества и наконец, в $549$ году до н.э. он был захвачен персами, и независимость больше не восстановил.
Таким образом, Элам в течение веков не только сопротивлялся множеству сильных врагов, но даже нередко проводил завоевательные походы государств Месопотамии. Это было сильное и могущественное государство, которое уступило лишь подавляющим военным силам наиболее могущественной ассирийской армии.
Система государственной власти
Уже в $III — II$ тысячелетиях до н. э в Эламе была выработана собственная система государственной организации, которая выглядела следующим образом:
- Суккалмах («великий посланец») - верховный правитель страны. Он находился в столице государства – Сузах.
- Суккал («посланец») - заместитель суккалмаха. Обычно им становился младший брат царя. Он проживал в резиденции в Симашки, на востоке Элама, а после смерти правителя занимал престол в Сузах.
- Царь города Сузы, управлял столицей. Он мог стать суккалом в случае смерти последнего.
- «Отцы» - управляли мелкими областями и подчинялись непосредственно суккалмаху. Как правило, ими становились племянники царя со стороны сестры.
Для царских семей Элама были характерны кровно-родственные браки и левират (женитьба на вдове брата). По законам Элама левиратный брак давал право на престол младшему после смерти старшего брата.
К $XV$ веку до н.э., в период расцвета государства, система суккалов прекращает свое существование. В Эламе начинался процесс формирования централизованной монархии. Установление единонаследия вытесняет привычное со-правительство.
Общественные отношения
В хозяйственной и политической жизни государства ясно прослеживалось влияние Вавилона. Например, в Эламе действовали законы царя Хаммурапи. Но, были и свои особенности.
В $III$ тысячелетии до н.э. основной ячейкой общества оставалась большесемейная община с коллективным землепользованием. Управление находилось в руках старейшин и народного собрания. Распад общинного хозяйства, расслоение общества, образование частных хозяйств и использование рабского труда появляется в начале $II$ тысячелетия до н.э. В это время происходит процесс выделения земельной знати, активно накапливающую некогда общинную собственность в своих руках. Начинается процесс расслоения общества на богатых и бедных и образования классов. Особняком от общинных и частновладельческих земель стоят дворцовые и храмовые хозяйства, которые также были держателями крупных наделов и ремесленных мастерских, где использовался рабский труд военнопленных и разорившихся ремесленников. Эти институции активно занимались торговлей и ростовщичеством.
Интересно, что в Эламе на этапе уже сложившегося классового общества существовали пережитки матриархата. Зафиксированы случаи, когда женщины были единоличными владелицами земельных участков. Дочь получала одинаковую с сыновьями долю наследства. Женщина также могла быть и истцом и ответчиком в суде, а один из эламских правителей, ввиду отсутствия сыновей назначил свою мать правительницей Суз.
Культура Элама
Элам был всегда одним из центров самобытной культуры Средней Азии. Об этом говорят, найденные при раскопках в Сузах и Теппе-Муссиане образцы орнаментированной керамики. В основном, ремесленники воспроизводили изображения мифических животных: крылатых львов, грифонов, демонов. Не менее распространены были и бытовые сцены охоты, сбора урожая, занятий ремеслом.
Здесь были развиты обработка камня и ткацкое дело. Существовало собственное пиктографическое письмо, которое употреблялось на протяжении $400$ лет. Оно состояло из $150$ основных знаков, которые могли передавать в себе целые слова и даже понятия. Во второй половине $III$ тысячелетия появляется эламское линейное слоговое письмо, состоящее из $80$ знаков. На нем записывали хозяйственные, политические и религиозные тексты. Однако оно просуществовало недолго и уже к $XXIII$ в. до н. э. было заменено шумеро-аккадской клинописью. Ей пользовались вплоть до $V$ века до н.э., а затем перешли на арамейское письмо.
Посвятительная надпись эламского царя Кутик-Иншушинака в честь бога Иншушинака, выполненная эламским линейным словесно-слоговым письмом. $XXIII$ в. до н.э.
Рисунок 2. Посвятительная надпись эламского царя Кутик-Иншушинака в честь бога Иншушинака, выполненная эламским линейным словесно-слоговым письмом. XXIII в. до н.э.
Главное место в жизни любого жителя древнего мира занимала религия. Эламиты не были исключением. Религиозным центром страны считалась столица – Сузы. В Эламском пантеоне, по данным источников насчитывается около $37$ божеств. Жители страны поклонялись главным образом, матери богов Пинекир («Великая богиня»). За ней следовал культ бога подземного мира и покровителя Суз Иншушинака. Также почитался бог солнца и справедливости Наххуте - создатель дня.
Во главе многочисленного жречества стоял верховный жрец, имевший большое влияние в обществе. Конечно, культура не могла не отражать и влияние завоевателей: Ассирии и Вавилона. Статуи например, изготавливались в месопотамских традициях круглой скульптуры.
В $XIII – XII$ веках, с экономическим и политическим расцветом, происходит и культурный подъем. Образцом монументальной архитектуры этого периода является зиккурат в городе Дур-Унташ, расположившийся недалеко от Суз. Это культовое сооружение достигает в высоту $42$ метров, и состоит из четырех этажей. Вход охраняли золотые и серебряные изваяния львов, быков и грифонов. Зиккурат в городе Дур-Унташ, построенный эламским царем Унташ-Напиришой. $XIII$ в. до н.э.
Рисунок 3. Зиккурат в городе Дур-Унташ, построенный эламским царем Унташ-Напиришой. XIII в. до н.э.
Элам был не единственным государственным образованием на территории Ирана в $III$ тысячелетии до н.э. К этому времени уже существовали десятки «номовых» царств. Самые крупные из них: Аратта, известная по своим контактам с Шумером, Сиалк и Гиссар, находившиеся на севере Ирана. Нам они знакомы по памятникам «астрабадской бронзы». На юго-востоке расположилось царство Варахше, на северо востоке Аму-Намазги.