Цивилизованные государства появились на территории Средней Азии в конце $II$ - начале $I$ тысячелетия до н.э. Этому способствовало вступление местных обществ в железный век и создание сложных ирригационных систем. По данным «Авесты» общество, в таких странах состояло из нескольких классов:
- Жрецы
- Воины
- Землевладельцы
- Ремесленники
- Скотоводы
- Рабы патриархального типа
В период после распада персидского царства и начала завоевательных походов Александра Македонского бывшие сатрапии Средней Азии начали одна за другой поднимать головы и добиваться восстановления политической независимости. Активнее всех вела себя Бактрия. Воспользовавшись ситуацией, ее сатрап Бесс объявил себя «царем Азии» и пытался создать единую страну из оазисов Бактрии, Маршаны, Согда и Парфии. Но, как только войска Александра приблизилось к границам новоиспеченного государства, оно распалось как дым. Теперь на этом месте Македонцы создавали свою державу, активно привлекая к управлению местную знать, развивая торговлю и культуру.
Со смертью Александра пришел конец и владычеству иноземцев, а на развалинах империи стала складываться плеяда независимых государств. Однако, такая жизнь продолжалась недолго, и уже в $305$ году до н.э., территория покоряется государству Селевкидов со столицей в Вавилоне. Для Средней Азии наступил период мира и относительного процветания. Строились города, развивалась торговля. Вслед за ростом экономических связей начала нарастать и политическая активность граждан, стремившихся к независимости. В конце концов, бактрийский сатрап Диодод объявил себя независимым правителем, что положило начало уникальной истории Греко-Бактрийского царства.
По сути, этим государством управляли греки и македонцы. Видимо поэтому в нем сохранилась эллинистическая структура общественных отношений. Вслед за ним о своей самостоятельности объявила Парфия и Хорзем. Греко-бактрия, несмотря на частые государственные перевороты и смену правителей, даже на некоторое время сумела распространить свое влияние на территорию Средней Азии. Но, нестабильность внутри страны и частые военные походы не смогли оставить ее надолго в числе крупных держав региона. Окончательный удар нанесли с севера кочевые племена и между 140 и 130 годом до н.э., покончив с Греко-Бактрийским государством.
Кушанская держава
На развалинах Греко-Бактрийского царства складывается новый мощный военно-политический союз – Кушанская держава. В период расцвета она занимала огромную территорию от Китая до парфянских владений в восточном Иране и оставила заметный след в истории мировой культуры, синкретизировав достижения многих наций древнего мира. Однако, история этой страны долгое время не привлекала внимание историков и только сравнительно недавно попала в поле зрения востоковедов. Изначально Кушанская держава состояла из разрозненных союзов кочевных племен, которые, впрочем, быстро переняв культуру греко-бактрийского населения, перешли на оседлый образ жизни. Они начали проводить новые оросительные каналы, строить земледельческие оазисы, возводить города, перенимая традиции бывших обитателей этих земель.
Из всех вождей в $I$ веке до н.э. выделяется правитель по имени Герай, он помещает на монетах свое изображение. Именно он начал именовать себя кушанцем и подвел народ к созданию Кушанской державы. Основателем же нового государства стал Кадфиз I. Он подчинил себе четыре небольших кочевных княжества, расположившихся на территории бывшей Бактрии, которая обретает второе дыхание, а ее новый правитель принимает титул «Царя царей». Государство продолжает расти и завоевывать новые территории. Судя по монетам, на которых часть текста была написана на индийском, мы можем предполагать, что Кадфиз завоевал часть индийского населения. Дальнейшее расширение территории происходило уже при сыне - Кадфизе II. В состав державы вошли государства Средней Азии, территория современного Афганистана, Пакистана, северная Индия.
Самым известным кушанским правителем считается Канишка, однако время его царствования так и остается под вопросом. Ученые предполагают, что оно приходилось приблизительно на первую половину $II$ в. н. э. Он известен как покровитель буддизма.
Рисунок 1. Изображение Канишка I
Кушанское государство нередко подвергалось нападениям со стороны соседей, пытавшихся распространить свою экспансию на эти земли. Особенно упорной была борьба в Восточном Туркестане начала $II$ века до н.э., где произошли столкновения с ханьским Китаем, откуда кушаны вышли победителями, но с другой стороны, потерпели поражение в борьбе с Сасанидским государством, простиравшимся по парфянским землям. Экономика и общественное управление.
Поселившись на месте развитой Бактрии, кушаны унаследовали ее принципы ведения сельского хозяйства, основанного на поливном земледелии. Плотность населения в стране была довольно высокая и концентрировалась в городских центрах. Города кушанов развивались двумя путями:
- первая группа, прошедшая этапы естественного формирования от сельского до городского типа.
- вторая – построенные центральной властью по канонам, принятым в греко-бактрийский период.
Все эти города были связаны развитой сетью караванных дорог, что положительно сказывалось на внутренней и внешней торговле. На первом месте для купцов стояли деловые отношения с Западной Римской Империей и ее восточными провинциями. Торговые пути вели в Китай, а иногда, кушанцы доезжали до крупного средиземноморского порта – Александрии Египетской. Товары, выставляемые на продажу, были многочисленны и разнообразны. В Рим везли пряности, драгоценные камни, благовония, слоновую кость и сахар. Из Китая привозили щелк и искусно выделанные кожи, из Рима ткани и одежду, статуи и вина. В большом количестве ввозились в на территорию страны римские золотые монеты, которые использовались для чеканки собственных денег. Активной была не только внешняя торговля, но и внутренняя, что способствовало развитию товарно-денежных отношений.
Кушанская держава представляла собой централизованное государство с обожествленной личностью верховного правителя, которому, иногда посвящались специальные храмы. Царь опирался на разветвленный аппарат и жаловал подданным различные титулы и звания. Различали:
- Великих сатрапов
- Сатрапов
- Наместников
- Начальников границ
- Городских наместников
О социальной структуре государства нам известно мало. Известно, что основной единицей налогообложения была сельская община. Существовали царские, храмовые и аристократические хозяйства, на которых трудилось зависимое и полузависимое население.
Основной религией в государстве был буддизм. Эта форма была необычайно популярна как среди простых так и среди знатных граждан. Но это увлечение, однако, не привело к вытеснению местных культов и зороастризма. Продолжали строить храмы огня и небольшие домашние святилища. Особой популярностью пользовались фигурки духов – покровителей. Кушанское искусство было синкретично: оно переняло традиции Греции, Индии, Вавилона. Но, вместе с тем в статуэтках, статуях, фресках и монументальной архитектуре усматриваются черты самобытной кушанской культуры.
Возникновение и расцвет Парфянской державы
Формирование Парфии как независимого государства произошло примерно к $250$ году до н.э. Первоначально, царем объявил себя бывший Селевкидский сатрап. Но вскоре его свергли, вторгшиеся на территорию кочевные племена, а правителем объявил себя некто Аршака, положивший начало новой династии. Изначально, Парфия была окраиной средневосточного мира, но спустя непродолжительное время, превратилась в одну из могущественных держав региона, став упорным соперником Рима.
Уже первый ее правитель Аршак, старался расширить свои владения, присоединив Гирканию. Затем парфяне принялись за укрепление государства: началось строительство крепостей, выпуск собственной монеты.
Серьезное испытание для молодого государства ждало в $209$ году до н.э., когда Антиох III, решил восстановить свои владения. И хотя Парфия формально сохранила независимость, Аршаку пришлось признать вассалитет завоевателей. Когда Селевкидская держава пришла в упадок, после смерти Антиоха III, молодой парфянский царь Митридат I перешел в решительное наступление, сначала покорив Мидию, а затем и Месопотамию. Однако на этом испытания не закончились. На восточные области обрушились с опустошительными захватами воинствующие кочевые племена.
В этой нелегкой войне погибли два царя, и лишь третьему Митридату II, удалось договориться с неприятелем, выделив им отдельную область Сакастан (нынешний Сеистан). Теперь Митридат II был готов к продолжению завоеваний. В состав государства вошла территория современного Ирана, но затем парфянцы столкнулись с Римской империей, продолжавшей расширять свои восточные границы. Первое столкновение закончилось оглушительной победой Парфии, однако дальнейшие кампании не были так эффектны. Держава Аршака лишь на время смогла захватить Малую Азию, Сирию и Палестину, но удержаться в территориях не получилось. Начавшиеся смуты в стране, активно разжигаемые Римом, свели на нет все предыдущие успехи. Римская империя активно продвигала своих ставленников на престол, лоббируя императорские интересы. Артабан III пытался изменить ситуацию: усилить центральную власть, ограничить управление городских центров в Месопотамии и Эламе, ввести на подвластных владениях на трон представителей династии аршакидов. Но половинчатые реформы не возымели эффекта и страна снова погрузилась в пучину смут. Все это ослабило государство еще больше. Растет самостоятельность его провинций, независимость фактически обретает Гиркания и Маргиана.
Рим, переходя в наступление отвоевывает Армению и Месопотамию, подвергает опустошению парфянскую столицу Ктесифон. Однако удержать эти провинции он уже не в состоянии. Понимая это, парфяне решают вернуть захваченные земли и терпят неудачу. Во второй половине $II$ в. н. э. римские войска разрушили Ктесифон, но из-за слабости империи вынуждены покинуть завоеванные территории. Два государства боролись в течение двух столетий, и ни одна из сторон так и не смогла одержать победу. А сама Парфия в $20$-х годах $III$ в. Покоряется новой власти Арташира Сасанида из Персиды.
Экономика и культура
Парфянское правительство уделяло большое внимание, как и его сосед, международной торговле. Они ревниво оберегали свою монополию на сухопутные торговые пути, соединявшие Запад и Восток. Активно развивалась внутренняя торговля и товарно-денежные отношения. Это подтолкнуло к созданию целого ряда крупных городских центров на территории Парфии. Такими были Ниса и Маршаны.
В хозяйственных отношениях большую роль играл рабский труд. Причем здесь, рабство было наследственным. Они работали не только в домашнем хозяйстве, но и на полях и рудниках. Некоторые землевладельцы имели до $500$ рабов.
Рядовые свободные общинники выплачивали в пользу государства значительные подати и были обязаны работать на царской земле. Верхнюю ступеньку общества занимала царская знать и правящая династия. Они владели обширными территориями и были экономически независимы.
Власть в государстве состояла из двух противоречивых составляющих: традиций родоплеменного строя с одной стороны, и попытке централизации ее со стороны правящего дома. Верховная власть принадлежала представителям рода Аршакидов, но, в то же время, царя выбирали советы племенной знати и жрецов. Часто царем становился не сын, а брат предыдущего правителя или совсем дальний родственник. С расширением государства и вхождения в ее состав новых территорий, структура управления не претерпевала значительных изменений и на подчиненных областях была больше номинальной, что являлось постоянным источником внутренней слабости страны.
Интенсивное развитие государства не могло не отразиться на культуре, также переживающей свой расцвет. В разное время на нее оказывали влияние различные страны: в $III—I$ вв. до н. э. это была греческая традиция, С $I$ в. н. э., вступают в силу собственно парфянские, восточные каноны, а греческие мотивы сильно перерабатываются. Храмы иногда строят исходя из культурной традиции Месопотамии, а в ряде случаев, они просто полностью копируются.
Скульптура этого периода монотонна и монументальна. Тяжеловесные статуи богов и правителей намеренно лишены динамики и живости. В искусстве главной темой остается личность царя и его родственников. В целом искусство этого периода представляет собой сочетание стилей и традиций разных народов и не выделяет собственно парфянские черты.