Источники по истории Древнего Египта
История Древнего Египта доступна к изучению благодаря обширным источникам, оставшимся после этой великой древней цивилизации.
Традиционно, источники по истории Египта делят на семь тематических групп:
- письменные источники – к ним относятся исторические труды, художественные, научные и религиозные тексты, документы и др.
- памятники материальной культуры: остатки сооружений городов, храмов, крепостей, погребальных гробниц, жилища, керамики, предметов культа.
- памятники устного народного творчества: песни, сказки, пословицы, поговорки, легенды, эпические сказания.
- данные языка (лингвистики): заимствования из других языков, различные временные пласты в языке.
- этнографический материал: обычаи и нравы, культы, пережитки которых сохранились в более позднем времени, ритуалы.
- данные антропологии: мумии, скелеты, изображения физического типа людей на древних фресках, рельефах.
- изменения окружающей среды и природного ландшафта, вызванные деятельностью людей: остатки каналов, дамб, дорог.
Многочисленные письменные источники собственно египетского происхождения стали доступны после открытия выдающегося французского египтолога Жана-Франсуа Шампольона, который расшифровал египетскую иероглифическую письменность. Среди памятников египетской письменности можно упомянуть Палермский камень – летопись, которая охватывает додинастический период до царствования $V$ династии; «Анналы Тутмоса $III$», высеченные на стенах храма Амо-на-Ра в Фивах, которые освещают деятельность Тутмоса $III$ – важнейшие события царствования и военный походы; «история» жреца Манефона – труд, в котором описаны внешние и внутренние происшествия отдельных фараонов и их династий.
Деловые и юридические документы также относятся к письменным источникам. Они дошли до нас в виде отдельных документов или целых архивов, и представляют собой описи имущества, документы хозяйственного назначения, переписи населения, документы купли-продажи, стоительные договора, дипломатические документы, международные договора и проч.
Египетская художественная литература представлена собственно литературой и особым её видом – поучениями, которые можно отнести к дидактическому жанру. Поучения обычно разделяют на два вида: поучения фараонов (например, фараона-основателя $XII$ династии Аменемхета $I$, которое содержит советы по управлению страной) и поучения частных лиц («Поучение Ахтоя», «Поучение Аменемопе»). Особая разновидность дидактической литературы – пророчества – описания будущих бедствий, которые накроют страну в случае уничтожения привычного строя жизни. К собственно художественным произведениям литературы относят повести, рассказы, сказки, сказания, в которых вымышленные мотивы переплетаются и красочно раскрывают быт, образ жизни египтян.
Произведения религиозного характера содержат подробные сведения о религии и обрядах. Древнейший памятник такого типа – «Тексты пирамид» - надписи богословского характера, которые нанесены на стены внутренних помещений пирамид фараонов $V—VIII$ династий ($XXIV— XXII$ вв. до н. э.).
Отдельную группу источников представляют данные античных авторов о Египте. Так, Геродот Галикарнасский в своей «Истории» ($V$ в до н.э.) дает широкий обзор египетской географии, истории и культуре. В трактате Плутарха «Об Исиде и Осирисе» ($I$ – началу $II$ в. н. э.) содержатся сведения о религии Древнего Египта.
Огромное количество памятников материальной культуры (керамика, посуда, предметы быта и культуры, орудия труда, статуи, фрески и др.) дает представление о повседневной жизни древних египтян, их верованиям и предпочтениям. Также большую ценность представляют большие археологические комплексы: гробницы-пирамиды, города, храмы, крепости, порты, некрополи. Так, среди них всемирно известная гробница фараона Тутанхамона, мумии фараонов Нового царства в скалах Дейр-эль-Бахри, некрополи Мемфиса, Фив, Абидоса.
Обильную информацию также дают раскопки древнеегипетских городов (Энхаб (конец $IV$— начало $III$ тысячелетия до н. э.), Иллахуна, Ахетатон, Танис, Гасуу), и храмов - заупокойный храм при пирамиде Джосера, храмы бога Ра в Абусире и Бубастисе, храм Амона-Ра в Фивах (в Луксоре и Карнаке).
Этими материалами не исчерпываются источники по истории Древнего Египта. Существенную информацию предоставляют источники соседних с Египтом стран — Нубия, Палестина, Сирия. К примеру, на территории Нубии и в Восточном Средиземноморье, которые входили в состав египетской империи, сохранилось большое количество собственно египетских надписей и памятников материальной культуры, а также местных надписей и памятников, в которых отчетливо прослеживается египетское влияние.
Историография Древнего Египта
Интерес к истории Древнего Египта возник у европейцев еще в эпоху Возрождения, а первые попытки в дешифровке иероглифов были предприняты еще в $XVII$ веке. Египетские походы Наполеона и заинтересованность в иероглифическом письме заложили фундамент для основательного изучения египетской пиктографии.
Ключевыми фигурами в расшифровке значений фонетических знаков демотического текста Розеттского камня на рубеже $XVIII–XIX$ вв. стали шведский востоковед Иоганн Давид Окерблад и британский ученый Томас Юнг, а также французский исследователь Жан-Франсуа Шампольон ($1790–1832$ гг.), который установил соотношение между иероглификой и демотикой. Шампольон также открыл структуру древнеегипетской письменности, определил с помощью коптского языка большое число значений отдельных древнеегипетских слов, составил грамматику древнеегипетского языка и таким образом открыл возможность чтения любого написанного на нем текста.
В середине $XIX$ века важным этапом в изучении истории Египта стали экспедиция в Египет и Судан египтолога Карла-Рихарда Лепсиуса ($1840$-е гг.), создание музея Булак (в будущем - Каирского музея) и Службы древностей Египта Огюстом Мариеттом ($1821–1881$ гг.), деятельность археолога, исследователя культуры и религии, политической истории Египта Гастона Масперо ($1846–1916$ гг.). Начало немецкой египтологии положил Генрих Бругш ($1827–1894$ гг.).
На рубеже $XIX–XX$ вв. сложились основы изучения древнеегипетского языка учеными, так называемой берлинской школы – Адольф Эрман ($1854–1937$ гг.), Курт Зетэ ($1869–1934$ гг.), Герман Грапов ($1885–1967$ гг.) и Георг Меллер ($1876–1921$ гг.), которые создали многотомный «Словарь египетского языка» (Лейпциг, $1926-1931$ гг.).
Знаковыми археологическими открытиями $XIX$ – начала $XX$ веков стали обнаруженные Жаком де Морганом, Дж. Квибеллом и Уильямом Мэттью Флиндерсом Питри памятники истории Египта до рубежа $IV–III$ тыс. до н. э., а также гробница Тутанхамона – единственное неразграбленное царское погребение, – найденная Говардом Картером в $1922$ г.
В России интерес к Древнему Египту проявился сразу после расшифровки Шампольоном письмен Розеттского камня. Так, в $1830$-е гг. после путешествия по Египту опубликовал свои наблюдения, в том числе попытки чтения некоторых царских имен, описания и датировки памятников, Авраам Сергеевич Норов.
Основателем российской научной египтологии считается Владимир Семенович Голенищев ($1856–1947$ гг.). Он издал ряд папирусов Эрмитажа, внес вклад в изучение древнеегипетского языка. Однако, Голенищев не занимался преподаванием и не оставил в стране своих прямых учеников. Создание российской школы египтологии стало делом Бориса Александровича Тураева ($1868–1920$ гг.), профессора Санкт-Петербургского университета. Тураев стал автором двухтомной «Истории Древнего Востока» – первого в отечественной науке опыта обобщения материала по древним цивилизациям Египта, Передней Азии и Ирана, а также под его руководством выходили труды по египетской религии, коптским и эфиопским христианским текстам.
Ученик Тураева и в советское время главный продолжатель его дела - Василий Васильевич Струве ($1889–1965$ гг.), изучал историю Египта Позднего времени и социально-экономический строй Древнего Египта. В $1933$ г. сделал вывод о господстве в Египте и на Древнем Востоке в целом рабовладельческого способа производства.
Значимые работы по культуре Древнего Египта принадлежат Юрию Яковлевичу Перепелкину ($1903–1982$ гг.), Евгению Степановичу Богословскому ($1941–1990$ гг.) Олегу Дмитриевичу Берлеву ($1933–2000$ гг.). Труды этих ученых на основе анализа всех доступных источников установили важнейшие черты египетского общества, представили мировоззрение древних египтян. В настоящее время данная работа в области религии и мировоззрения египтян $III$ тыс. до н. э. продолжается Андреем Олеговичем Большаковым.