Исторические источники по ранней истории Рима
Достоверную информацию по истории древнейшего Рима предоставляют только археологические источники. Их сведения говорят о основании Рима как долговременном процессе, протекающем не одну сотню лет. Первоначально на холмах расселялись различные племена, которые постепенно осваивали низины между холмами, разрастались и сливались. Лишь к середине VII века до н.э. возникает римский Форум. Это был первый центр экономического и политического объединения племён. Одновременно на одном из холмов строится Капитолий – крепость нового города.
Информация из трудов римских писателей и историков следует подвергать критическому осмыслению, так как она относится к более позднему периоду (примерно к I веку до н.э.). Историки опирались в своих работах на сведения анналистов. Но и анналисты, например Фабий Пиктор жили лишь в III веке до н.э. и не являются свидетелями описанных ими событий. К тому же анналисты использовали непроверенный материал или искажали действительность в угоду отдельного римского рода.
Лингвистические источники хороши для определения этнического состава населения. Эти сведения говорят о римлянах и латинах как о латинско-фалискской языковой группе. Наряду с ней существовала и оскско-умбрская группа.
Царский период истории
Древнейший период Рима принято называть царским. В это время сохраняются родоплеменные отношения. Всё гражданское население Рима делилось на три трибы. Каждая триба состояла из десяти курий, а курия – из десяти родов. Всего насчитывалось 300 родов. Одна триба объединяла отдельное племя. Это были племена латинов, сабинов и этрусков.
Триста родов составляли весь римский народ. Поэтому каждый гражданин был членом какого-то рода, а через свой род – членом курии и трибы.
У римского рода в совместной собственности находилась земля, кладбище. Они проводили совместные религиозные праздники, носили единое родовое имя. Старшину рода избирали на народном собрании. Сложилась традиция выбирать старшину из одной семьи каждого рода. Так зарождалась имущественная дифференциация, и образовывались патрицианские семьи. Первые переселенцы и обедневшие рода искали покровительства и превращались в клиентов. Знатные рада стали называться патронами. Возникший институт клиентелы стал играть важную роль в управлении обществом.
На народном собрании принимались новые законы, выносились высшие судебные решения, принимались решения об объявлении войны или заключении мира. Цари также выбирались на общем собрании граждан.
Происхождение слоя плебеев объясняется появлением людей, не входивших в трибы и поэтому не имевших гражданских прав. Обычно плебсом называли переселенцев, попавших в Рим добровольно или насильственно, и покорённые племена на завоёванных территориях. Позднее плебеи перемешались с незнатными родами римского народа, взяли на себя клиентские обязательства и были включены в общинную организацию римского общества.
Вместе со свободными гражданами в Риме проживали рабы из числа взятых в плен во время войн. Пока оно носило ещё примитивный характер. Массового применения рабского труда не наблюдалось. Рабы трудились только в домашнем хозяйстве.
Римская культура раннего периода
В царский период в Риме начинает распространяться письменность. Алфавит похож на греческий, видимо был заимствован у них. Дошедший до наших дней памятник римской письменности – пренестинская фибула. Она поддаётся дешифровке.
Пренестинская фибула – застёжка из золота, относящаяся к 600 году до н.э. Её уникальность состоит в надписи на архаической латыни справа налево.
Народное творчество не сохранилось. Дошли лишь отрывки религиозных песнопений, заклинания против болезней и природных напастей в более поздних источниках.