Ямная культура
Древнеямная культура была одной из первых археологических культур, которая возникла на степной прародине индоевропейцев.
Ямная культура распространялась от Южного Приуралья на востоке и доходила до Днестра на западе, от Предкавказья на юге и до Среднего Поволжья на севере.
Если рассматривать ямную культуру в современных границах, то это будут территории России, Украины, Казахстана и даже с заходом в Румынию, Венгрию и Болгарию.
Носителей этой культуры относят к первым индоевропейцам-пастухам. Культура не была единой для всех индоевропейских общностей, потому что она была адаптивна к степному био-и экоценозу.
Индоевропейцы в контакте с другими народами и в других условиях «изобретали» новые культуры.
Свое начало ямная культура берет от хвалынской культуры, существовавшей в среднем течении Волги (4500-3200 лет до нашей эры) и среднестоговской среднего течения Днепра (3500-3200 лет до нашей эры).
Генетически ямную культуру связывают с культурой воронковидых кубков – это Мегалитическая культура, Средиземноморцы (4300-2700 лет до нашей эры).
Ямная культура в своем развитии прошла три периода:
Первый ранний период захватывает первую половину – середину III тыс. до нашей эры. Для этого периода на всей территории ямной культуры распространенными являются захоронения со скелетами, лежащими на спине и посыпанные охрой. Голова их ориентирована на восток.
В захоронениях найдены остродонные и круглодонные сосуды с накольчатым и штампованным орнаментом, украшения из раковин, кости, каменные изделия. Металлических предметов не найдено, а поселения представляют собой временные стоянки-скотоводов;
На втором этапе, охватившем 3-ю половину – начало 4-й четверти III тыс. до нашей эры появились уже локальные варианты. В причерноморских степях найдены захоронения тел, лежащих на боку и с головой, ориентированной на запад. В захоронениях находились яйцеподобные посудины с низким горлом, горшки с плоским дном, медные изделия шнуровой орнамент.
Ряд племен на западе переходит к оседлому образу жизни, появляются постоянные поселения – Михайловское, Скала Каменоломня и др. На этом этапе внутри ямной культуры выделилось 9 локальных вариантов – Волжско-Уральский, Предкавказский, Донской, Северо-Донецкий, Приазовский, Крымский, Нижнеднепровский, Северо-Западный, Юго-Западный;
Третий этап, охватывающий конец III – начало II тыс. до нашей эры связан с нарастанием локальных отличий. Инвентарь и архаичные обрядовые признаки сохраняются только в Волжско-Уральском варианте.
В западных районах скелеты в могильниках уже не всегда покрыты охрой, головы ориентированы по сторонам света очень нестойко, могильники бескурганные, ямы с уступами, керамика плоскодонная. Появились крупные изделия из меди – проушные молоты, клиновидные топоры, костяные украшения с молоткоподобными шпильками, повозки со сплошными колесами.
Ямская культура была в основном кочевой и только вблизи рек и на некоторых городищах с элементами земледелия.
Ямная культурно-историческая общность
Ямная культурно-историческая общность раньше носила название просто культуры, относящейся к раннему бронзовому веку. Население ямной общности было неоднородно. Основная его часть занималась кочевым скотоводством, перемещаясь вместе со стадом.
В западных регионах проживала меньшая часть ямного населения, которая занимаясь оседлым скотоводством и земледелием. На этой территории были найдены стационарные поселения с земледельческими орудиями – мотыгами, вкладышами серпов и останками домашнего скота.
Общность не была едина и в этническом отношении. Предполагают, что в ее основе лежали племена хвалынско-среднестоговской культуры, но полное ее формирование шло под воздействием населения Прикаспия и Причерноморья.
Ямная общность имеет наиболее характерную для нее черту – это способ захоронения, который и дал ей название. К ней относится более 10 тыс. обнаруженных курганных погребений, в которых захоронения делались в прямоугольной или овальной яме.
Поверх этой ямы насыпали курган, имевший сложную архитектуру. Чаще всего они выделялись рвами и каменными кольцами – кромлехами.
Впускные захоронения тоже имели место. Инвентарь в погребениях отсутствовал, но иногда были такие захоронения, в которых встречались дорогие предметы, а тела могли быть засыпаны охрой.
Представители ямной общности умели делать деревянные повозки, потому что в обработке дерева достигли больших успехов. Эти повозки считаются самыми ранними находками колесного транспорта. Поскольку они имели перекрытие, то могли служить не только средством передвижения, но и жилищем.
Рисунок 1. Деревянная повозка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Что касается керамики, то найдены образцы круглодонных или почти остродонных очертаний. В орнаменте отпечатки различных штампов, а также горизонтальные зоны из насечек.
Рисунок 2. Инвентарь ямной культуры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Плоскодонная посуда появилась в поздний период существования общности.
Для ямного ареала характерны два очага металлургии – Приднепровский с металлообработкой и Волго-Уральский металлургический.
Несмотря на то, что ямная общность рано освоила обработку мышьяковых бронз, основная часть орудий, тем не менее, сделана была из меди.
К металлическим изделиям приднепровского очага относятся двулезвийные кинжалы, ножи-бритвы, втульчатые топоры, шилья. Необычными для этого региона были долота, которые ямники тоже научились изготавливать.
Металлургия Волго-Уральского ареала производила изделия, которые отличались особенностями формы шильев и долот, среди которых были уникальные формы не только долот, но и молотков и копий.
На позднем этапе наряду с мышьяковой бронзой использовалось метеоритное железо.
Взгляд на ямную культуру генетиков и археологов
Происхождение, развитие и трансформация археологических культур часто связаны с перемещением групп населения на новые территории. И здесь представители различных наук особое внимание уделяют ямной культуре. Ряд исследователей миграцию предков индоевропейцев в Европу связывают именно с ней.
Однако археологические данные не согласуются с данной концепцией. Связь с географическим аспектом, с одной стороны, указывает, что предполагаемая миграция из степной зоны в зону лесов, слишком сомнительна, поскольку должно было произойти резкое изменение хозяйственной парадигмы.
Основные связи, считают археологи, в основном прослеживаются между европейскими культурами энеолита и западным крылом ямной культурно-исторической общности с буджакской культурой Северо-Западного Причерноморья, а не с Волго-Уральским регионом.
Исходной территорией, таким образом, откуда ямное население могло продвинуться в Балкано-Карпатский регион, следует считать ареал распространения буджакской ямной культуры. Отсюда и происходило движение, т. е. «дунайский путь ямной культуры».
Надо заметить и то, что для Волго-Уралья характерны такие антропологические типы, которые отсутствуют на западе Степного Причерноморья, что в значительной степени уменьшает достоверность существования «восточной прародины» ямной культуры.
Перемещение артефактов не всегда можно связать с перемещением населения.
С точки зрения генетиков, полученные выводы противоречивы. С одной стороны, миграция «ямников» в Центральную и Северную Европу привела к изменению генофонда и ее индоевропеизации.
С другой стороны, вне поля зрения генетиков осталась территория ямной культурно-исторической общности многих регионов, не являющихся однородными.
Выделению в ней отдельных локальных вариантов и культур способствовали различия в материальной культуре. У населения ямной культуры и культуры шнуровой керамики, с точки зрения генетики, существует факт наличия общих генетических детерминантов.
Генетики и археологи, обсуждая результаты, укрепились в идее, что причиной связи является происхождение культур шнуровой керамики от ямной.
Развитие данной идеи шло параллельно с идеей о массовой миграции в Европу представителей ямной культуры.
Однако с археологической точки зрения совсем не прослеживается идея массовой миграции и происхождение «шнуровиков» от ямников.
Выводы генетиков о сходстве по генофонду населения культуры шнуровой керамики Европы с носителями ямной культуры, начинают прослеживаться у представителей хвалынской культуры из южного Урала в энеолите.