Дольмены
Новосвободненская культура – это культура, существовавшая в раннем бронзовом веке в предгорьях Северо-Западного Кавказа.
Свое название она получила по подкурганным дольменам, которые были раскопаны Н. И. Веселовским в 1898 г. Раскопки производились у станицы Царской, которая ныне называется Новосвободной.
Дольмены станицы Новосвободной в течение длительного времени относили к позднему этапу майкопской культуры. В отдельную культуру дольмены Новосвободной обособили от майкопской культуры и выделили в отдельную культуру археологи Н. А. Николаева и В. А. Сафронов.
Тысячи памятников, которые по своему значению стоят в одном ряду со Стоунхенджем и являются ровесниками пирамид Египта, рассеяны по территории Краснодарского края – это дольмены.
На эти сооружения первыми обратили внимание иностранцы, побывавшие на Кавказе. Француз Тетбу де Мариньи в 1818 г. исследовал группу дольменов на реке Пшада.
Для европейской науки кавказские памятники открыл швейцарец Дюбуа де Монперэ в 30-е годы XIX века, опубликовав свои исследования и определив их место среди мегалитов.
Первые мегалитические памятники появились 7,5 тыс. лет назад, и строить их первыми начали во Франции. На Западном Кавказе дольмены начали строить около 3400 лет назад.
В течение 2000 лет в долинах рек, по склонам и седловинам гор появлялись эти сооружения, охранявшие прах древних обитателей.
Ученые выяснили назначение и функции этих памятников – дольмены, прежде всего, являлись усыпальницами. Однако в те далекие времена их использовали еще и в качестве культовых сооружений.
Здесь в Кавказских горных лесах можно встретить одинокие дольмены, чаще встречаются дольменные группы, а иногда и некрополи, состоящие их сотен гробниц.
Несмотря на внешнее сходство, вариантов дольменов очень много, среди них есть составленные из огромных плит, круглые, наполовину выдолбленные в куске скалы, со стенами, сложенными из небольших блоков и др.
Для долговечности постройки боковые плиты подпирали необработанными каменными глыбами. Вся конструкция сверху засыпалась насыпью, и только фасадная плита с отверстием и каменной пробкой, оставалась открытой.
Перед гробницами, как правило, находились прямоугольные, квадратные или круглые мощеные площадки. Такие дворы могли в ряде случаев занимать площади в сотни метров.
Рисунок 1. Дольмен. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Вокруг дольменов часто кольцами располагались камни, функция которых заключалась в том, чтобы удерживать двор и насыпь от разрушения.
Блоки и плиты дольменов очень точно и индивидуально подгонялись, и скреплялись между собой пазами. У некоторых гробниц имелся самый настоящий ливневый дренаж.
Материал для строительства дольменов брали в каменоломнях, и самым сложным моментом была не транспортировка плит, а возможность откола глыбы нужного размера. Использовался для этого эффективный и простой способ – неглубокие овальные насечки наносили на заготовку. Брали бронзовую ленту, которая была длиннее глубины насечек в два раза. Ее сгибали пополам и сгибом помещали в отверстие, а затем между стенками ленты забивали деревянный или металлический клин в каждую насечку. В результате чего камень давал трещину по линии, намеченной насечками, и получался блок нужного размера.
Строительство и строители дольменов
С помощью деревянных волокуш заготовки для блоков доставляли на место строительства и окончательно, с помощью бронзовых и каменных орудий, обрабатывали.
На обтесанных плитах можно увидеть следы работы мастеров – это узкие зарубки, оставленные бронзовым инструментом и «оспины», оставленные каменной кувалдой или отбойником.
Процесс сбора готового сооружения был долгим и сложным – на первом этапе устанавливали боковые стены, затем делали насыпь, оставляя фасад. По насыпи втягивали и устанавливали перекрытие и только потом достраивали остальные детали.
Скрепляющий раствор не использовался, полости заполнялись щебнем.
Мерами длины, использовавшимися при строительстве, были локоть, ладонь, строительный модуль. Удивительным является тот факт, что строители дольменов обладали глубокими математическими знаниями и были хорошо знакомы с настоящей храмовой или культовой погребальной архитектурой.
Особенно сложные математические расчеты нужны были для круглых дольменов, в которых каждый блок представляет собой сегмент круга. Длину этих сегментов и надо было вычислить, чтобы при сборке получилось то, что было задумано.
В этом плане древние народы были далеко не примитивны. Среди ученых идут нескончаемые споры о строителях дольменов. Одни считают, что эта традиция была привнесена переселенцами из Малой Азии, другие утверждают, что она пришла из Средиземноморья, а третьи называют строителями коренное население этих мест.
Последнее предположение более убедительное, потому что найденные останки говорят о людях среднего роста и изящного телосложения, схожих с адыгами. Научная литература говорит о них как о «племенах дольменной культуры».
Жилища строителей дольменов не сохранились, потому что были глинобитными. Поселений, относящихся к той эпохе, очень мало, наверное, потому что создание «вечного» погребального сооружения для них было важнее – из 10 поселений исследовано только 5.
Чтобы утвердиться на земле с ее богатыми ресурсами люди создавали погребальные памятники, которые стали родовыми склепами и являлись лучшим этому доказательством. Дольмены навечно заявляли права собственности на землю.
Разные конструкции дольменов соответствовали разным прослойкам того общества – вождям, старейшинам, жрецам, да и вполне возможно, что строились они разными племенами.
Фасад всех дольменов обращен вниз по склону, но есть и стоящие на вершине хребта, например, в районе Геленджика, на горе Нексис. Ориентировка фасадов могла зависеть от рельефа местности, но могла быть и астрономической – ни то, ни другое предположение пока не доказано.
Археологические находки в дольменах
Многие дольмены еще в древности были разграблены. Однако ученым повезло, и они первыми вытащили пробку из одного дольмена.
В дольмене рядом с похороненными, которых могло быть от 2-х до 15-ти человек, лежали их вещи. Это было свидетельством того, что дольмены являлись склепами.
Рисунок 2. Дольмен. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Известными два типа захоронений – скорченные скелеты, лежащие на боку с поджатыми к груди коленями и пакет, т. е. мешочек с костями, расшитый бусами.
Скорченное положение погребенных вначале XX века воспринимали как сидячее. Некоторые были посыпаны красной охрой и углем – охра была символом крови во многих культурах древности и символизировала жизнь в потустороннем мире.
Это говорит о том, что строители дольменов верили, что смерть является переходом в иную жизнь, а там человеку нужны будут вещи, которыми он пользовался при земной жизни.
Свидетельством того, что это еще и культовые, а не только погребальные памятники, являются следы поминальных тризн, в виде керамической посуды, костей животных, ножей, совершавшиеся на площадках.
У входа в дольмены иногда можно было найти окаменелости, взятые из реки, изображения животных, например, у станицы Новосвободной были найдены две бронзовые с серебром статуэтки собак – одна лайка, вторая похожа на лисицу. У другого дольмена – частично поврежденная фигура быка.
Ученые считают, что строительство дольменов прекратилось в первой половине II века до нашей эры, а причина этого неизвестна.
На плитах дольменов высечены орнаменты, что позволяет ученым заглянуть вглубь тысячелетий и определить религиозные представления их строителей.
Незатейливые рисунки ведут к первоистокам религии в таинственный мир язычества. Орнаменты в виде повторяющихся зигзагов, расходящихся кругов, треугольников.
Погребальные культы связаны с разными символами, одним из которых является змея, связывающая земной мир с потусторонним. Змею изображали в древности в виде зигзага и один из дольменов на горе Нексис (район Геленджика) увенчан небольшими змеиными головками.
Покойников не только боялись, но всегда уважали, считая, что они мистическим образом могут вмешаться в дела земных людей, поэтому совершали культ и наглухо закрывали отверстие каменной пробкой.