Даосизм — это традиционное китайское учение учение о дао - «пути вещей», включающее элементы философии и религии.
Различают даосизм как стиль философской критики (дао цзя) и даосизм как совокупность духовных практик (дао цзяо). Под дао цзя подразумевают доциньский даосизм, связанный с текстами, авторство которых приписывают Лао-цзы и Чжуан-цзы.
Формирование даосизма
Даосизм в религиозной организации был сформирован во II веке, но свидетельства говорят, что возник он значительно раньше. В V-III веках до н.э. была развитая традиция с элементами учения, активно использовавшимися в Средние века.
Источниками даосизма стали шаманские и мистические культы царства Чу и «варварских» государств южного Китая, развившиеся в царстве Ци магические практики и учение о бессмертии, философские традиции северного Китая.
Философские сочинения даосизма начинаются с периода Борющихся Царств в V веке до н.э. Легенды называют его основоположником Жёлтого Императора Хуанди. Более достоверно считать основателем даосизма древнекитайского мудреца Лао-цзы. Даосская традиция приписывает ему авторство основной книги даосизма — «Дао Дэ Цзин». Трактат стал ядром, вокруг которого сформировалось учение даосизма. Также важным текстом раннего даосизма был «Чжуан-цзы», авторства Чжуан Чжоу (369—286 гг. до н. э.).
В начале II века н.э. стала обожествляться фигура Лао-цзы, разрабатываться иерархия божеств и демонов, возник культ, центральное место в котором заняли обряды и гадание. Пантеон даосизма возглавил бог неба Яшмовый владыка (Шан-ди), который почитался как отец императоров; за ним следовали творец мира — Пань-гу и Лао-цзы.
Первые даосские школы
Религиозный даосизм оформился во времена поздней династии Хань: в провинции Сычуань Чжан Даолин (34 — 156) основал школу Пять Ковшей Риса и стал первым патриархом. Во II веке предпосылкой популярности течения стало Восстание Жёлтых повязок в 184-204 годах. Третий Небесный наставник Чжан Лу получил территорию Ханьчжун в управление. Даосское государство в 215 году потерпело поражение от Цао Цао и прекратило существование, но Цао Цао даровал привилегии наставнику и пустил ко двору, отчего школа начала распространяться по широкой территории на север Китая. В период Шести династий школа получила известность как Школа Небесных Наставников.
Позже возникли и другие даосские школы. В развитии даосизма важную роль сыграли школы Маошань и Линбао.
В литературе обсуждается возможность заимствований элементов даосизма из индийской философии, или, напротив, перенесения даосизма в Индию. Есть сходство китайской философии и индийской концепции безликого Абсолюта, слиться с которым было целью брахманов. Такой вопрос неоднократно поднимался в даосских школах. Однако детальные исследования отвергают гипотезу прямого заимствования.
Философия, схожая с Лао-Цзы, была известна в Индии за пятьсот лет до его рождения. В практической деятельности китайский даосизм мало напоминает практику брахманизма. Рационализм одолевает любую мистику, оттесняя её на периферию сознания, где только она и может быть сохранена. Также и с даосизмом: в трактате «Чжуан-цзы» говорится, что жизнь и смерть — относительные понятия, но акцент сделан именно на жизнь.
Мистические идеалы в трактате, выражавшиеся в упоминаниях фантастического долголетия и бессмертия, которых могут достичь праведники, приблизившиеся к Дао, сыграли важную роль в трансформации философского даосизма в религиозный. В этом его расхождение с большинством религий: у даосов стремление к бессмертию заменяется стремлением к раю в других верованиях.
Формирование канона и развитие даосизма
К V веку н.э. сложился даосский канон Дао цзан, включивший более 250 даосских текстов. Окончательно он оформился в 1607 году. В современном виде в собрание Дао цзан входят 1488 сочинений.
Даосизм никогда не являлся официальной религией, представляя собой скорее движение народных масс, практиков-одиночек и отшельников. Но в недрах даосизма рождались идеи, которые вдохновляли политиков, учёных, писателей.
Даосизм в разделился на течения:
- школа Сунь Цзяня;
- школа Инь Вэня;
- школа Чжуан Чжоу.
В эпоху Шести династий Школа Небесных Наставников распространилась по Китаю, но другие школы также получали популярность, и влияние Небесных Наставников слабело. Школа раскололась, появились Северные Небесные Наставники, а после и Южные Небесные Наставники. Одновременно набирали силу школы Шанцин и Линбао.
В эпоху Тан Школа Небесных Наставников была воссоздана в качестве Школы Истинного Единого (Чжэнъи), в эпоху Сун школа получила императорские привилегии, и признавалось её главенство над Шанцин и Линбао, а в 1304 году власти подтвердили статус школы, и ослабевшие Шанцин и Линбао прекратили существование.
Ван Чунъян и его ученики в XII веке основали школу Цюаньчжэнь, получившую распространение на севере Китая. Так в послемонгольскую эпоху даосизм был представлен двумя школами — Цюаньчжэнь на севере и Школа Истинного Единого на юге.
Упадок даосизма в эпоху Цин
Император Канси (1654—1722) был настроен скептически к суевериям и мистическим практикам,поскольку он был маньчжуром и к китайской философии относился с безразличием. Во время путешествия по югу Китая один местный житель преподнёс ему трактат о достижении бессмертия. Канси приказал швырнуть книгу обратно. Даосы даже высокого ранга не состояли в фаворитах у императора.
Даосизм в настоящее время
При Цинах даосы были обвинены китайскими ревнителями классики в подрыве традиций, результатом чего и стало завоевание страны «варварами». Такие учёные призывали отбросить даосизм как окончательно скомпрометировавшее себя лжеучение и вернуться к философским истокам, что в итоге вылилось в литературно-общественное течение хань сюэ, под которой подразумевалось классическое конфуцианство. В годы Тайпинского восстания (1850) даосские монастыри подверглись разорению, которое восставшие объясняли необходимостью «борьбы с суевериями». Даосская литература изгонялась из библиотечных собраний, и к началу XX века «Дао цзан» осталось едва ли не в единственном экземпляре. Учёные-традиционалисты подвергали даосскую философию критике как «созерцательную», парализующую волю, подрывающую нравственность и моральные устои. Эпохи терпимого и благожелательного отношения властей к даосскому умозрению сменились периодом гонений.