Формирование японской цивилизации
Цивилизация Древней Японии, начавшая свое формирование в I тысячелетии до нашей эры, на культуру других древних регионов мира влияния практически не оказала.
Первые поселения появились на территории современной Японии около 40 тыс. лет до нашей эры. Специалисты считают, что самыми ранними её обитателями были протоайнские племена и племена малайско-полинезийского происхождения.
С южной части Корейского полуострова в середине I тысячелетия до нашей эры начинается интенсивная миграция протояпонских племен Ва. Они сумели ассимилироваться с населением юга Японии, о чем говорят исследования С.А. Старостина – японский язык имеет большое родство с корейским языком.
Рисунок 1. Периоды развития японской цивилизации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Несмотря на то, что все населявшие территорию племена находились на уровне первобытнообщинного строя, в их сознание уже был заложен ведущий стереотип японского мировосприятия. Этот стереотип проявился в способности к усвоению знаний и навыков, которые поступали в ходе контактов с другими народами.
На рубеже IV-III веков до нашей эры после ассимиляции с местными племенами, они начинают возделывать поливной рис и обрабатывать металл.
В формировании древнеяпонской цивилизации выделяется несколько основных периодов: самый ранний из них – палеолит, но его следов в Японии пока еще не обнаружено.
Из культур второго периода – неолита, выделяется дзёмон, связанный с керамикой и орнаментом в виде колец веревки и культура энеолита – яёи, названная по месту первых находок керамики. Найденный археологический материал фиксирует только факт существования неолитических поселений, но откуда пришло население он не говорит.
Можно только предположить, исходя из географических особенностей, что обе культуры пришли с севера Азии и принесли с собой опыт шелководства, рисоводства, технологию производства бронзы и железа.
Курганный период III-VI веков получил название кофун дзидай по большому количеству похоронных сооружений курганного типа. В это же время происходит становление государства Ямато. Резиденция царей Ямато находилась в Центральной Японии, в районе Асука. Для этого периода характерно становление буддизма и укрепление государства.
Период Асука датируется 552-646 гг. До 710 г. из Китая в Японию приходят основы письма, теории и структуры управления.
Всё это преобразует Японию в цивилизованное государство, которое берет пример с Китая – идет создание первых законодательных кодексов, систем государственной собственности на землю и надельной системы землепользования – этот период развития цивилизации получил название ранняя Нара.
После неё начинается период Нара, который длится до 794 г. Назван период по местоположению первой столицы, затем название столицы меняется на Нихон, что в дословном переводе означает «там, где рождается солнце».
В период Нары появляются первые собственные письменные памятники – «Кодзики», «Нихонги», а между служилой знатью, являющейся выходцами из Китая и Кореи, и местной аристократией обостряется внутренняя борьба, в результате чего происходит ослабление буддизма и укрепление синтоизма.
Эпоха Ямато
Название этой эпохи связано с названием района в Японии, где проживало родоплеменное образование, объединившее под своей властью большинство островов.
В это время идет ускорение технологического прогресса, развивается металлообработка, совершенствуется гончарное искусство, идет политическая, экономическая и культурная консолидация островов.
Земли Ямато занимали юго-западное побережье залива Исэ, у центрального острова Хонсю. Китайское название Японии – страна Ва, по китайским документам II века в стране Ва существовало около 100 государств.
Рисунок 2. Эпоха Ямато. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В японской экономике в эпоху Ямато центральное значение имело возделывание риса, экономика носила бартерный характер. Налоги в казну платили натурой – рисом, тканями, а в VII веке стали платить монетами, которые импортировали из Китая.
Японская религия формировалась под влиянием китайского буддизма и получила название синтоизм – Путь Ками – это почитание огромного количества природных духов. Их вызывали на помощь, если было нужно, или успокаивали, когда они сердились. Верховным божеством синтоизма была богиня солнца Аматэрасу, от которой по легенде происходили все японские правители.
Синтоизм проповедовал благоговение перед Вселенной, поскольку она воспринималась как доброе начало, поэтому главными добродетелями были честность и искренность.
Постепенно все племенные государства независимо от их размера консолидировались под властью Ямато, глава которого во второй половине периода носил титул Великого царя. Правители Ямато укрепляли свою власть через кровные узы в клане и насаждали миф о божественном происхождении клана.
К отдельным сословиям относились удзи, бе и рабы. Если к первым причислялись знатные представители других кланов, то вторых представляли писари, торговцы, ремесленники, земледельцы. Низшую ступень занимали рабы.
Административное управление Ямато в VII веке было реформировано, и главой Ямато стал имперский правитель. Удзи были лишены земель и военных возможностей, но получили официальные посты и жалованье из казны.
Архитектурным достижением эпохи Ямато были царские гробницы, напоминающие башни. Наличие гробниц было признаком власти, которой располагали правители этой области. При раскопках гробниц было обнаружено большое число фигур воинов, оружия, доспехов, фигурок лошадей, что свидетельствует о частых войнах, которые были привычным делом для жителей империи Ямато.
Основная часть современных японцев считают себя потомками Ямато.
Влияние Китая на культуру Японии
Японская культура раннего периода характеризуется самобытными чертами, прежде всего, это древние традиции создания скульптур дзёмон, специфичной формы.
К значимым культурным явлениям III-IV веков относятся скульптурные фигурки «ханива», самые древние стихи поэтического памятника «Манъёсю». В VII-VIII вв. появляются собственно японские мифы «Кодзики» и «Нихонги».
Синтоизм с VI века подвергается влиянию корейской и особенно китайской идеологии – конфуцианству, даосизму, буддизму. Не избежали китайского влияния классические священные книги «Кодзики», «Нихонги», «Энгисики».
Очень сильное воздействие китайской культуры отмечалось в течение VIII-IX веков – Китай в это время переживает бурное развитие поэзии, живописи, архитектуры, иероглифики. Китайские образцы для японской культуры становились эстетической нормой, эталоном, однако очень быстро окрашивались местными тонами. Даже буддизм был кардинально переработан японской культурой.
В Китае буддизм принимал различные формы, включая так называемый «Чань-буддизм», который получил большую популярность в Японии, но под влиянием синтоизма был видоизменен, результатом чего стал «дзэн-буддизм», влияние которого на японскую культуру было ни с чем несравнимо.
Под влиянием Китая складывалась и чайная церемония, её формирование шло постепенно. Обычай пришел с континента и распространился среди горожан, о чем упоминают хроники XIV века.
Чайная церемония, особенности живописи, заимствованные из Китая, но приобретавшие в Японии специфические формы, дают возможность сделать вывод, что культура одного народа, заимствуя элементы культуры другого народа, перерабатывает их в соответствии с местными особенностями и традициями, что очень хорошо просматривается на взаимодействии японской и китайской культуры.