Древнеримский оратор и политик Мрак Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) был крупнейшим теоретиком ораторского искусства.
В конце II - начале I в. до н. э. в условиях острой социальной и политической борьбы в Риме развивались красноречие, историография, мемуарная и эпистолярная литература.
Наивысшего расцвета в тот период достигло ораторское искусство, оказавшее существенное влияние на литературу, в первую очередь на прозу.
Особенности ораторского искусства
Толчком к развитию красноречия в Риме послужили великолепные образцы греческого ораторского искусства. Со II в. до н.э. его начинают изучать в специальных школах.
Во время своих выступлений ораторы часто использовали различные театральные приемы. Например, они могли демонстрировать рубцы от ран, полученных в борьбе за свободу. Были популярны два направления красноречия:
- азианизм,
- аттицизм.
Для первого был характерен цветистый язык, афоризмы и метрическое построение концов периода и его частей.
Аттицизм же отличался простым, сжатым языком.
Стиль Цицерона
У Цицерона же был средний стиль, сочетавший особенности этих двух. Искусству красноречия он обучался у нескольких учителей – у Деметрия в Афинах, у Мениппа Стратоникейского, Дионисия Магнета, Эсхила Книдского, Ксенокла Адрамиттийского – в Азии.
Как оратор он развивался под руководством известного в то время учителя красноречия — Аполлония Модона, основавшего свою школу. Именно он помог своему ученику выработать свой собственный стиль.
Чтобы завоевать признание публики, нужно было уметь держаться на ораторской трибуне. Этому навыку Цицерон учился у известных актеров Эзопа и Росция.
Именно эти знания нужны были каждому оратору, считал он. Об этом Цицерон писал в своих теоретических трудах.
Цицерон считал, что человек, в совершенстве владеющий ораторским искусством, должен знать искусство спора в той мере, в какой оно полезно для искусства речи.
Трактаты об ораторском искусстве
Трактаты «Об ораторе», «Брут, или О знаменитых ораторах», «Оратор» являются памятниками античной теории словесности. Эти труды оказали огромное влияние на европейскую культуру.
В теории познания Цицерон рассматривает такие вопросы, как высшее благо, добродетели как единственный источник счастья. Стремлению к совершенству, по его мнению, способствуют:
- мудрость,
- справедливость,
- мужество,
- умеренность.
Теория красноречия Цицерона занимает среднее положение между азианизмом и умеренным классическим аттицизмом.
Трактат «Об ораторе» состоит из трех книг. Он написан в форме диалога, участниками которого являются государственные деятели и ораторы поколения, предшествующего Цицерону – Луций Лициний Красс, Марк Антоний, Юлий Цезарь Страбон, Катул, юрист Квинт Муций, Котта и Сульпиций Руф. Их беседы происходят в 91 г. до н.э. Поместив диалоги в прошлое, автор получил возможность более свободно высказываться о политике.
В своем трактате Цицерон выражает сожаление по поводу того, что среди всех наук и искусств, у красноречия меньше всего представителей. По его мнению, овладеть этим искусством очень сложно, так как оно рождается из многих знаний и умений.
«Вся мощь и искусство красноречия в том и должны проявляться, чтобы или успокаивать, или возбуждать души слушателей», - считал Цицерон.
Также, по его словам, оратор должен иметь хорошее образование, обладать чувством юмора и остроумием, знать всю историю древности, законы и гражданские права. Кроме того, у оратора должна быть великолепная память, иначе все его достоинства пропадут даром.
Трактат «Брут» написан в форме беседы Цицерона с друзьями — Аттиком и Брутом. Цицерон рассказывает своим приятелям об ораторах и говорит о том, что красноречие является самым трудным видом искусства. В качестве доказательства он заявляет, что в Греции красноречие формируется последним, лишь ко времени появления Перикла и софистов.
В конце своего трактата «Брут» Цицерон рассказывает о том, как он обучался ораторскому искусству, о своем первом выступлении в качестве оратора. Также он выражает сожаление о том, что из-за гражданской войны Брут не смог прославиться как оратор.
Себя автор сравнивает с путником, запоздавшим выступить в дорогу, которого ночь республики застигла прежде, чем он успел достичь конца пути.
Также в трактате содержится много советов начинающим ораторам. Цицерон объясняет, что такое urbanitas (столичность), рассуждает о стоиках и т. д.
Трактат «Оратор» должен, по идеи Цицерона, ответить на вопрос, который часто задавал ему Брут: каков высший идеал и высший образ красноречия? Данный вопрос возник в процесс спора о том, кто может быть образцом для подражания. В трактате «О лучшем роде ораторов» Цицерон говорит, что он перевел двух великих ораторов — Демосфена и Эсхина, чтобы показать современникам идеал ораторского искусства.
Оратором, пишет Цицерона, будет тот, кто может мастерски обращаться с мыслями и словами, однако его близость к идеалу будет зависеть от степени его таланта.
По мнению Цицерона, идеальный оратор в своей речи поучает слушателей, доставляет им наслаждение и способен подчинить себе их волю. Это и есть три слагаемых успеха. В трактате «Об ораторе» образцом оратора, приближающимся к идеалу, является Красс.