«Илиада» — эпическая поэма, древнейший сохранившийся памятник древнегреческой литературы, описывающий события Троянской войны.
«Одиссея» - вторая классическая эпическая поэма, приписываемая поэту Гомеру, рассказывающая о приключениях героя Одиссея во время возвращения на родину после окончания Троянской войны.
Воссоздавая жизнь греческого общества по поэмам «Илиада» и «Одиссея», надо помнить, что историческая действительность в них подверглась идеализации. Традиционные формы находят в поэмах яркое отражение, а о новых, развивающихся явлениях сказано меньше.
Хозяйственная жизнь греков гомеровского периода
Гомеровское общество не сохранило следов централизации, которая была присуща микенскому обществу. Повсюду утверждались патриархальные отношения, базировавшиеся на родовых связях. Род как ячейка общества успел сойти с исторической арены, и главенствующая роль перешла к сельской общине, называемой демосом. Эти общины, как правило, занимали небольшие территории, ограниченные горными хребтами или водными преградами, и между собой были связаны мало. Чтобы существовать на изолированной площади, члены общины осваивали новые виды хозяйственной деятельности и использовали интенсивные формы хозяйства. Природные условия обусловили распространение на всей заселенной греками территории однотипных форм хозяйствования.
Хозяйственная жизнь была далека от примитивной организации жизни родового строя. Наиболее полно картина повседневного быта представлена на выкованном Гефестом щите Ахилла. Основным занятием было земледелие, в котором использовались разные приемы обработки почвы.
Греки возделывали почти все садовые, полевые и огородные культуры, распространенные в Средиземноморье. На обработанной почве они выращивали пшеницу, полбу, ячмень, составлявшие основу питания.
Помимо земледелия широкое распространение получило садоводство. В «Одиссее» подробно описан сад Алкиноя.
Также они занимались скотоводством, роль которого в жизни греков была значительна. Гомер говорит о стадах коз, свиней, овец, от которых получали молоко, сыр, мясо, шерсть и упоминает быков, необходимых для ведения пашенного земледелия. Кроме того, в доденежную эпоху мерилом богатства выступал скот.
Развитие ремесла и торговли
Упоминания о различных ремеслах – гончарном, плотницком, кузнечном, ткацком, кожевенном и др. встречаются редко. Необычно ярко, с точностью, изображена кузница Гефеста, где бог-искусник огромным молотом на тяжелой наковальне выковывает чудесное оружие Ахиллу. Однако мастерские еще были редкостью. Большинство ремесленников не жили постоянно на одном месте. Они в поисках работы переходили из поселения в поселение, надеясь получить заказ на изготовление инструментов и утвари, необходимых в хозяйстве. Однако основные орудия труда и мебель земледельцы предпочитали изготавливать сами и на использование чужого труда крестьяне-общинники шли только при крайней нужде.
В таких условиях торговые отношения оставались неразвитыми. Практиковался прямой обмен товарами.
Ремесленники за изделия получали продукты питания, либо куски металлов.
Единственными торговцами были знаменитые купцы и мореходы финикийцы. Торговые контакты были эпизодическими. Финикийцы привозили к берегам Греции товары из заморских стран. Купцы выгружали на берег товары и торговали до тех пор, пока не распродавали все. Это были в основном благовония, украшения и предметы роскоши, пользовавшиеся у родовой знати неизменным успехом. Взамен они покупали вино, кожи, масло, металлы. О финикийцах была дурная слава: они занимались и пиратством.
Социальное устройство
Основной социально-экономической ячейкой в древнегреческом обществе, которая обеспечивала существование натурального хозяйства, выступала патриархальная семья. В ее рамках проходила жизнь греческого общинника. Земля была главной ценностью, а в основе самообеспечения патриархальной семьи лежало земледелие. Земля, традиционно бывшая собственностью общины, периодически подвергалась переделам. Правом на наделы обладали полноправные свободные общинники. Наделы распределялись жеребьевкой, а потому назывались клерами. К гомеровскому времени практика переделов была изжита, и участки закреплялись в частной собственности. Это приводило к появлению крупных земельных собственников. Басилеи (аристократы) владели теменами – крупными наделами. Появляются и общинники, потерявшие свои наделы. Но, несмотря на различия, хозяйства басилея и общинника однотипны.
Об этом наглядно свидетельствует описание владений Одиссея. Его жилище похоже на крестьянский дом, а не на дворец ахейских царей микенской эпохи. Перед входом красуется ценная для крестьянина навозная куча. В центральном трапезном «зале» полом является утрамбованная земля. Стены и потолок в помещениях грязные и закопченные, нет росписей или украшений. В дом заходят бродяги, ожидающие подачек. Владелец ойкоса, разделяет трапезу с рабами, а в холодное время спит с ними на золе возле очага. Да и внешне басилей походит на крестьянина-общинника. В целом жилище главы аристократической семьи отличается от обычного крестьянского дома лишь размерами.
Много схожего также в хозяйственной деятельности. На щите Ахилла басилей следит за вспашкой поля. Подобно крестьянину, басилей сам ведет свое хозяйство. Он знает, кто и что производит, где и какие работы выполняются. Он самостоятельно все учитывает и распределяет продукцию по кладовым. Он вместе с работниками участвует в трудовом процессе. Перед свадьбой из собственноручно срубленной оливы Одиссей изготовил брачное ложе. Когда басилеи прибыли на Итаку, чтобы призвать Одиссея на войну с Троей, его застают вспахивающим поле. Сам Одиссей гордится умением пахать и косить не меньше, чем подвигами на войне.
Также трудолюбивы жены басилеев. Пенелопа трудится за ткацким станком, а дочь Алкиноя, Навсикая, стирает белье вместе со служанками. Такой предстает обычная картина из жизни греческой знати.
Хозяйство аристократов, конечно, больше по размерам, а в услужении занято немало работников. Потерявшие надел крестьяне нанимались на работу к зажиточным общинникам, либо становились нищими бродягами. Гомер упоминает фетов, которые обрабатывали поля басилея за плату. Такие поденщики сохраняли личную свободу, но стояли на нижней ступени в иерархии гомеровского общества.
Есть в ойкосе знатные лица и рабы. Рабство в гомеровском обществе только зарождается, оставаясь домашним. Это патриархальное рабство. Рабы мало участвуют в производстве и заняты в основном в домашнем хозяйстве, трудясь рядом с хозяином как подсобные работники. Хотя рабы и потеряли личную свободу, однако являются младшими членами общины. Поэтому они сохраняют патриархально близкие отношения с хозяином. Такое расположение могло обернуться наградой в виде участка земли. Но патриархальные отношения не исключали и жестокого наказания в случае неповиновения. После расправы с женихами, Одиссей вешает предавших его рабынь, а пастуху Меланфию отрубает уши, нос, ноги и руки и живым бросает на съедение собакам.