Законы Хаммурапи — это свод законов старовавилонского периода, созданный в 1750-х годах до н. э. при царе Хаммурапи. Один из древнейших памятников права в мире.
Заключение брака
Законы Хаммурапи квалифицировали брак одной из разновидностей договора. По обыкновению он заключался между родителями жениха и невесты, согласие которых не требовалось.
Девочек замуж выдавали с 7 лет. В соответствии со статьей 128 действовало правило: нет письменного контракта – нет брака:
«Если человек взял жену и не заключил письменного договора, то женщина не жена».
Допускался брак свободного мужчины с рабыней или свободной женщины с рабом, если он служил во дворце или находился в услужении у мушкенума. Дети от подобных браков являлись свободными (статьи 175, 176). В случае смерти отца половина наследства по праву принадлежала владельцу раба. Зять платил выкуп, обменивался подарками с тестем. Полагалось дочери выдать приданое. Закон отказывался от брака как разновидности сделки купли-продажи.
Подарки и приданое давали жене определенные гарантии ее материального благополучия на случай развода или смерти мужа (за исключением случаев, когда она обвинялась в предосудительном поведении или разгульном образе жизни).
Развод и наследственные права
Муж мог выделить жене часть своего наследства наравне с долей сыновей. Если дети притесняли мать, выгоняя ее из дома, она могла уйти от них, взяв приданое, но потеряв свою долю наследства. Взяв приданое, женщина могла вновь выйти замуж за человека, «ей по сердцу» (статья 172). Она могла получить развод, покинуть мужа и вернуться к отцу, если муж «гулял, унижал. А она себя блюла и не совершала греха, или же люто возненавидела мужа. Сказав ему: «Не прикасайся ко мне. Не трогай меня» (статья 142)». В таком случае дело о разводе рассматривалось в квартале, где проживает женщина.
Законом предусматривались гарантии женщине с детьми, если ее оставлял сожитель. Покидая ее, муж-авилум должен был выделить половину имущества на воспитание детей.
Если дети достигали совершеннолетия, их мать получала долю наследства, равную части любого из сыновей наследника (статья 137). Она могла выйти замуж за человека, «который ей нравился». В таком случае усматривается один из ранних видов алиментных обязательств.
Женщина могла уйти к другому мужчине, если муж попадал в плен и не оставлял средств к существованию (статья 134). Если же затем он возвращался, то жена была обязана к нему вернуться, а дети «должны идти за отцами». Если муж-авилум бросал семью и убегал из селения, а потом возвращался, то жена не была обязана к нему возвращаться. Авилум мог оставить жену, если она бездетна и не может рожать. Ей возвращались приданое и выкуп или мина серебра (статья 138, 139). Мушкенум при подобном разводе должен был платить полмины. Сумма по тем временам весьма значительная. Муж мог при бездетной жене привести наложницу в дом, но не вправе был взять наложницу, если жена приводила родившую детей рабыню.
Закон определяет положение супругов, их наследственные права и т.д. Муж-авилум мог отдать жену в долговую кабалу, если в брачном договоре она не оградила себя от такого (статья 151). В случае тяжелой болезни жены муж мог брать вторую жену. Он мог изгнать жену, если она была мотовкой и разоряла семью или унижала его достоинство. Приданое не возвращалось (статья 141). Если жену в таком случае не прогоняли, она становилась рабыней, а муж имел право жениться на другой (статья 141). Развод для мужчины, следовательно, был возможен в любое время. Одновременно закон говорит об определенной правоспособности замужних женщин.
Права и обязанности женщин и детей
Жена авилума могла распоряжаться приданым, заниматься ростовщичеством, ремеслом, торговлей, имела широкую гражданскую дееспособность. Законом охранялись ее честь и достоинство. Если без оснований авилум оклеветал чужую жену в безнравственном поведении, то его надлежало повергнуть перед судьями и обрить виски (статья 127). Изнасилование чужой жены или проживающей в доме отца девушки наказывалось смертной казнью (статья 130).
Если муж обвинял жену в прелюбодеянии, но факт не был доказан, жена, дав клятву непорочности, могла вернуться в дом отца (статья 131). В качестве альтернативы доказательства невинности жена могла подвергнуться водной ордалии. Утонувшая почиталась за виновную.
Жену за безнравственное поведение следовало утопить, бросить в реку, если она, не дождавшись мужа из плена, не хранила достояния и «вошла в дом другого» (статья 133) или «была схвачена, лежащей с другим мужчиной» (статья 129). За убийство мужа жену сажали на кол (статья 153). Женщину могли приговорить к смертной казни, если при наличии детей от первого брака она без разрешения суда вторично выходила замуж.
По Законам Хаммурами, положение вавилонянок, по сравнению с законами шумеров, ухудшилось. На улице или в общественных местах девушка могла появиться лишь в сопровождении родственников, иначе она считалась «гулящей». В случае изнасилования подобной девушки мужчина мог быть освобожден от ответственности, если клялся в том, что принял ее за «гулящую». Если дочь не выходила замуж, отец мог на положение блудницы передать ее храму, что не считалось постыдным и зазорным.
В привилегированном положении находились состоящие при храме жрицы. Однако высокие должности в храме получали дочери высокопоставленных родителей. В сфере имущественных отношений права жриц и служителей богини любви Иштар мало отличались от прав авилум.
Законы Хаммурапи предусматривали большую власть отца над детьми. Он мог продать детей в рабство, отдать в долговую кабалу, отдать дочь в качестве жрицы любви в храм, где она торговала телом, а деньги отдавала в казну храма, что считалось богоугодным занятием.
Если сын ударил отца, ему отрубали пальцы (статья 195). Если приемный сын отрекался от родителей, которые его воспитали, ему отрезали язык. Отец мог лишить сына наследства, получив предварительную санкцию суда.
Таким образом, Законы Хаммурапи не только закрепили и сохранили большую власть главы патриархальной семьи, но и усилили ее. Возможно, что традиции и обычаи шумеров, аккадцев, аморитов и прочих народов, не зафиксированные в Законах Хаммурапи, содержали иные установления в сфере брачно-семейных отношений.