Культура Асука – это понятие, которое обозначает культуру Японии конца VI-VII веков, т. е. периода Асука, когда правила императрица Дзито.
Культура Асука
Особенностями эпохи Асука в первую очередь является появление централизованного государства и распространение буддизма, в этот период под влиянием различных философских и культурных ценностей происходит расцвет культуры Японии.
Исследователи японской культуры утверждают, что свое название она получила в честь местности Асука, где был расположен политический и культурный центр древней Японии.
Главными чертами культуры Асука являются:
- влияние культуры корейского полуострова;
- влияние культуры Китая;
- появление первых исторических трудов, внедрение китайского календаря;
- распространение конфуцианства и буддизма;
- расцвет буддийского искусства;
- строительство монастыря Хорю-дзи.
Буддизм был воспринят правителями и чиновниками Японии как континентальная религия. Политика насаждения буддизма, его ценностей и традиций привела к тому, что в японскую культура начала проникать культура, сопутствующая буддизму.
Древние буддистские монастыри и храмы были местом, где были представлены самые разные виды искусства. Храмы, выполненные в традиционном стиле, получившем распространение в Японии, были построены следующим образом: покрашенные в красный цвет опорные столбы, многоярусные черепичные кровли, в каждом храме была установлена позолоченная или бронзовая статуя Будды, украшали храмы разными атрибутами буддийской религии.
Всю эту обстановку дополняли буддийской музыкой и традиционными танцами с масками, такие представления часто разыгрывали во время богослужений, буддийская культура, которая изначально была предназначена для высшего класса, постепенна она проникала и в жизнь обычных японцев.
Главными историческими и культурным памятниками эпохи Асука были Золотой зал и состоящая из пяти ярусов пагода монастыря Хорю-дзи (он считается одним из древнейших монастырей в мире), помимо этого в монастыре хранились монастырские сокровища.
Существующая и сегодня в храме пятиярусная пагода и средние ворота-тюмон, выполнены в стиле, который уже не обнаруживается в древних храмах и сооружениях следующего периода - Хакухо, поэтому историки считают, что именно этот храм является образцом архитектуры периода Асука.
Из храмов, которые вобрали в себя все ценности и традиции буддийского искусства, особо известен храм Асука-дэра (Хоко-дзи), который был построен руками мастеров, специально привезенных из государства Кудара.В нем была установлена бронзовая статуя Сакья Муни.
Сакья Муни – в буддийской мифологии это мудрец, который считался последним земным Буддой, и проповедовал драхму.
Статуя Будды из этого храма, хотя в очень плохом состоянии, всё же сохранилась до наших дней, недавно в этом месте археологи вели раскопки, в результате пришли к выводу, что древний храм Асука-дэра является типичным произведением буддийского искусства первой половины VII века.
Период Хакуко
После периода Асука в истории японской культуры можно выделить период Хакухо, этим названием принято называть стиль, который сложился в период правления императоров Тэмму и Дзито, период Хакуко учёные относят к начальному этапу переходного периода от стиля периода северной и южной династий к стилю Танской эпохи. Считается, что искусство периода Хакухо было более высоким, чем искусство последующего после него периода Тэмпё.
Культура Тэмпё
Самые лучшие произведения искусства, созданные во времена периода Тэмпё, относятся, как правило, к периоду правления императора Сёму. Благодаря развитию отношений с Китайской империей в Японию через шёлковый путь начали поступать произведения искусства из Центральной и Западной Азии, которые произвели очень сильное влияние на японских художников. Большая часть редких и особо ценных иностранных шедевров того периода хранились в Императорском дворце.
Самым значимым произведением данного периода является древний храм Дайбуцудэн и статуи большого Будды храмового ансамбля Тодай-дзи, которые были самыми масштабными и богатыми сооружениями этой эпохи, до наших дней они практически не сохранились, поэтому исследователям было сложно дать боле подробную характеристику искусству данного периода.
До наших дней сохранились скульптуры, выполненные в реалистической манере и перенявшие стиль периода расцвета китайской империи Тан, и хотя скульптура периода Тэмпё и оценивается как реалистическая, также наблюдается стремление соединить идеальное и реальное в одном.
Из произведений искусства периода Тэмпё также следует обратить внимание на храм для проповедей храмового комплекса Тосёдай-дзи и на большое количество предметов гражданского искусства, похожих на хранившиеся в храме Тодай-дзи, где были собраны сокровища и драгоценности императора Сёму.
В столице Японии и провинциях было построено больше 60 буддистских монастырей, которые также способствовали развитию искусства и образования, а также способствовали распространению буддизма. Памятниками архитектуры того времени, также как и культуры Асука, являются монастыри.
В этот период получила свое развитие литература, был составлен первый сборник японских стихов и сборник который содержал более 4000 произведений за последние 100 лет, который известен под названием «Сборник мириад листьев».
Всё перечисленное выше, лишь общие сведения которые дошли до наших дней, в основном вся культура описанных периодов сводится к возведению храмов и храмовых комплексов, хочется отметить и тесную связь японской культуры с другими странами, так, например, искусство арабески, появилось в Египте и Ассирии и пережило период расцвета в Греции, после распространилось на Востоке и Западе и в конце концов дошло до Дальнего Востока, оказавшись в Японии.