Попытки реформ Амир Незама – это период в истории Ирана, связанный с попытками реформирования социальной и политической сферы общества.
Одним из характерных явлений политической и социальной жизни Ирана второй половины девятнадцатого века стало движение бабидов.
Движение бабидов
Бабиды — это религиозное движение, секта, созданная в Иране Сейидом Али Мохаммед (1819—1850 гг.). Сам Сейид Али Мохаммед происходил из семьи купца из города Шираза. После того, как он побывал паломником в Кербеле и Неджеве, примкнул к секте шейхитов. Шейхиты считали, что скоро на землю придет исчезнувший 1000 лет назад 12-й имам Махди, последний преемник пророка Мухамеда перед концом света. Себя же Сейид Али Мохаммед объявил вратами – «баб», через которые и передает свою волю ожидаемый Махди. Объявил он о своем непростом предназначении в 1844 году.
А в 1847 году Али Мохаммед провозгласил себя уже самим пророком Махди. Он в подражание Корану написал книгу «Беян» («Откровение»), объявив ее новой священной книгой и изложив в ней принципы своего учения.
В этой книге главной причиной всех бед в мире объявлялось то, что светские власти (хакимы) и высшее духовенство не желают оказаться от прежних устаревших и неверных взглядов и порядков.
Али Мохаммед говорил о равенстве всех людей, включая и женщин. Он провозглашал, что в скором времени в Азербайджане, Мазандаране, Фарсе, Хорасане, Центральном Иране настанет время всеобщего царства бабидов. Кто же отвергнет новое учение или будет иностранцем, тот будет изгнан из пределов священного царства бабидов.
Кроме общих положений о равенстве всех людей, отсутствии гнета и всеобщем счастье были в его учении и вполне конкретные практичные требования. Так, Мухаммед, выдвигал требования, совпадавшие с интересами купцов и ростовщиков, а именно:
- должна сохраняться тайна коммерческой торговой переписки,
- ростовщический процент должен быть разрешен,
- должна быть создана отлаженная почтовая служба,
- купцы должны иметь возможность ездить за границу для ведения собственной торговой деятельности.
В первое время Али Мохаммед и его сторонники пытались привлечь на свою сторону власти, обращались к придворным самого шаха, повелителя Персии, его придворным, а также отдельным губернаторам и богословам. Но, иранские власти не приняли программу бабидов – то ли программа им не нравилась, то ли в имама Махди и возможность его воплощения в купце Али Мохаммеде они не поверили, мы этого точно не знаем.
Поэтому в 1847 году Али Мохаммеда арестовывают и отправляют в крепость Чехрик.
Приняв к сведению, что от властей поддержки им ждать не приходится, бабиды стали усиливать пропаганду своих воззрений среди прочего иранского населения. Люди же, будучи бедными и уставшими от всех неурядиц в собственном государстве стали стихийно объединяться вокруг них.
Сторонники бабидов поняли, что просто так власти ничего не сделают во имя светлых и правильных идей и стали готовить почву для восстания.
Восстания бабидов
Первое восстание бабидов началось после того как в сентябре 1848 г. умер Мохаммед-шах, а мазандаранский губернатор с приближенными отправился в столицу Тегеран, чтобы определить свой новый собственный статус при дворе и в стране, ибо на трон взошел новый шах Наср эд-Дине (1848–1896), и требовалось узнать, в какую сторону отнынебудет дуть политический ветер.
Этими обстоятельствами и решили воспользоваться бабиды.
В сентябре того же 1848 года сторонники и последователи бабизма возвели собственный укрепленный лагерь рядом с гробницей шейха Табарси и стали вооружаться. А как иначе построить ещё общество всеобщего блага, равенства и справедливости? Только вооружившись и доказав всем несогласным их неправоту или силой оружия, или убеждения (тут уж как получится). Через какое-то время к восставшим стали стекаться люди из окрестных деревень, желавшие принять участие в таком интересном мероприятии.
Восстание возглавили мулла Али Барфорушский и мулла Хосейн Бошруйе. Они на территориях, которые им были подвластны, стали отменять частную собственность, вводили равенство людей и общее имущество. Попытки местных властей разбить восставших были неудачны. Восставшие в провинции Мазендаран смогли продержаться восемь месяцев до мая 1849 года, когда их силы истощились, и они прекратили свое сопротивление. Но восстание бабидов на этом не закончилось, а лишь набрало новый оборот.
Второе восстание бабидов. Май 1850 года стал началом восстания населения провинции Зенджан. Руководил восставшими мулла Мохаммед Али Зенджанский. Ближайшими его помощниками являлись кузнец Казем, хлебопек и купец хаджи Абдалла. Так же, как и в Шейх-Таберси, все оказавшееся в их руках имущество бабиды объявили общим достоянием.
Чтобы духовный учитель восставших, Баба, не был освобожден повстанцами из места его заключения, крепости Чехрик, первый министр шаха мирза Таги-хан настоял на казни Баба. В начале июля 1850 г. по приказу Наср эд-Дин-шаха Али Мохаммед был расстрелян в Тебризе. Тем самым иранские власти пытались предотвратить дальнейшее распространение учения, и народного восстания.
В июне 1850 года вспыхнуло третье крупное восстание бабидов, названное Нейризским. Это восстание возглавил ученик Баба по имени Яхья Дараби, руководивший до этого восстанием бабидов в Йезде. Однако прибегнувшим к обману шахским войскам довольно скоро удалось подавить это выступление.
После поражения восставших в декабре 1850 года в Зенджане, движение бабидов пошло на спад, поскольку был утрачена прежняя структура их организации. Ответом на политику подавления восстания стал индивидуальный террор против представителей иранской власти. Так, в августе 1852 года было совершено неудачное покушение на шаха Наср эд-Дина.
Попытки реформ Амир Незама
Представители государственных верхов Ирана понимали, что нужно что-то менять в собственной стране. Одной из попыток реформ стала деятельность первого министра и главнокомандующего Таги-хана, носившего титул Амир Незам.
Он пытался укрепить центральную власть, ограничить влияние иностранных держав на политику Ирана, усилить армию. Чтобы улучшить финансовое положение страны, он сократил количество чиновников, и вдобавок уменьшил им зарплату. Была прекращена практика продажи государственных должностей и постов, были приняты меры к развитию торговли, промышленности, разработан проект, несколько улучшавший положение крестьян.
Но феодальная элита Ирана не хотела просто так терять свои теплые места и свой доход. Поэтому противники реформатора внушили молодому шаху Наср эд-Дин, что его первый министр просо хочет свергнуть шаха, а свои преобразования проводит лишь для того, чтобы заручиться поддержкой населения страны. В результате в ноябре 1851 г. мирза Таги-хан впал в немилость, его сослали в Кашан, и в январе 1852 г. по приказу шаха он был убит.
Таким образом, попытка реформ государства, проводимых Амир Назимом, окончилась неудачно, что впоследствии сделало более легким процесс закабаления Ирана могучими европейскими державами.