Арауканы (Мапуче — «люди земли») — это индейский народ, проживающий на территории Чили и Аргентины.
По разным оценкам численность народа составляет порядка 1,5 млн чел., из них в Аргентине — около 200 тысяч человек, в Чили — 1,3 млн человек.
Мапуче используют изолированный арауканский язык. Большинство представителей владеют испанским языком. Большая часть принадлежат к католическому вероисповеданию, с 1990-х годов у мапуче начали возрождаться языческие культы.
Этноним
Название имеет следующие версии происхождения:
- происходит от кечуа awqa, означает «противник, враг» и суффикса kuna, означающего множественное число — (awqakuna — враги, неприятели). Окончательный вариант araucano является результатом закрепления слова в испанском лексиконе;
- название происходит от Arauc. Этим словом испанцы называли территорию расселения мапуче, оно является адаптированным вариантом Rag Ko («глинистая вода»).
Ареал обитания
Мапуче в Чили в основном живут между реками Рио-Буэно и Био-Био, в провинциях Арауко, Льянкиуэ, Био-Био, Каутин, Мальеко, Осорно, Вальдивия, Чилоэ. В Аргентине — в провинциях Буэнос-Айрес, Неукен, Ла-Пампа, Рио-Негро, Мендоса, Чубут.
Арауканы делились на группы:
- северные (пикунче), жившие к северу от реки Итата;
- центральные, или собственно арауканы (мапуче);
- южные арауканы (уильиче) — к югу от современного города Вальдивия.
История мапуче
Существовали матрилинейные племена (айльяреуэ) и роды (кыга). Малочисленные пикунче в XVI-XVII веках были ассимилированы испанцами, остальные под руководством верховного вождя (токе) создали союз, состоявший из трех объединений (вутанмапу), в каждом из которых было несколько племен под руководством выборного военного вождя. В XVII-XVIII веках арауканы прошли на территорию Аргентины, подвергнув частичной ассимиляции теуэльче и пуэльче (процесс известен под термином арауканизация).
Подать Сантильяна
Фернандо де Сантильян был автором «Подати Сантильяна», внедренной в Чили в 1558 год, ставшей первыми законами, регулировавшими отношения между арауканами и испанцами. Их установили вследствие уменьшения населения от миграций и плохого обращения испанцев в отношении индейцев.
Подать в системе миты заключалась в обязательстве касика группы индейцев посылать на рудники и шахты одного из шести индейцев, и на сельскохозяйственные работы каждого пятого. Не достигшие 18 или старше 50 лет лица и женщины освобождались от работ. Было установлено, что индейцы содержали энкомендеро, в которых испанцы были должны лечить их от болезней, заботиться об обращении индейцев в христианство, не обращаться с индейцами как со зверьми и не принуждать их к работам по праздникам и воскресеньям. Утверждалась система алькальдов на шахтах, обязанных контролировать дисциплину промывателей золота.
4 июня 1559 года Фернандо было вынесено постановление о замирении, добром правлении и защите Чили.
Сопротивление испанцам
Племена мапуче оказывали испанским завоевателям ожесточенное сопротивление. Арауканы были единственным коренным народом Южной Америк, который не сумели завоевать ни инки, ни испанцы.
В начале XX века «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» описывал борьбу арауканов против конкистадоров следующим образом:
«Отличаясь большой любовью к свободе и смелостью, и располагая с 1585 постоянной кавалерией, арауканы двести лет вели с испанцами войну и неоднократно разрушали в своей стране испанские колонии, пока в 1773 году Испания признала их независимость, хотя в ограниченных пределах. Их храбрость и мужество в войнах были воспеты поэтами, но с наибольшим блеском Альваресом-де-Толедо в «Curen Indomito» и Алонсо-де-Эрсилла в произведении «Araucana».
Правители мапуче
Титул мапу-токи применялся для обозначения главы народа. Ими были;
- Мичималонко (1535-1543);
- Айявила (1545-1549);
- Линкойян (1549—1553);
- Лаутаро (1553—1557);
- Кауполикан (1557—1558);
- Колоколо (1570—1590);
- Пелантар (1598);
- Льентур (1630).
Независимой территорией была до XIX века.
В 1871 году территорию мапуче разделили между Аргентиной и Чили.
Умиротворение арауканов
Традиционная культура народа арауканов близка к культуре индейцев, проживавших в Центральных Андах: разводили морских свинок, лам, выращивали кукурузу и картофель; у пикунче развито поливное земледелие. У индейцев была развита медная металлургия. Общинные сельскохозяйственные работы завершались праздником. Соседние общины объединялись для строительства новых домов или оросительных каналов.
Традиционные жилища представляли собой большой овальный (иногда восьмиугольный) дом (рука), с опорными столбами по продольной оси и соломенной или тростниковой крышей, зачастую спускающейся до земли.
Мапуче не являлись людоедами, но у них существовал обычай «прокулон» — ударом дубины убивали знатного пленника, а воины вырезали его сердце и съедали, чтобы к ним перешла храбрость казненного. Франсиско Нуньес в книге «Счастливый пленник» видел и описал казнь испанского солдата через «прокулон».
Арауканы носили тканую из шерсти одежду: широкие штаны, рубахи и пончо — у мужчин, плащ, несшитые юбки и широкие кофты — у женщин. Использовали серебряные украшения, узорные тканые пояса. Мужчины носили длинные волосы, платком повязывали голову, иногда надевали шляпы, женщины заплетали косы, а голову повязывали шерстяными лентами.
Известны ритуалы:
- нгильятун (общинный праздник с молением верховному богу-громовнику Пильяну);
- рукатун (строительство дома);
- обряд инициации;
- врачевательные обряды.
Ритуалы сопровождались танцами, пением, речитацией. Ими руководит шаманка (мачи), ее атрибутами были вертикально поставленное бревно с выдолбленными ступеньками и бубен с кожаной мембраной и камешками внутри; крестообразная фигура символизирует солнце и четыре радуги.
Среди музыкальных инструментов была труба трутрука, флейта пифилка, погремушки, колокольчики.
Сегодня у арауканов преобладает культура креольского типа. В основном общины ведут традиционное хозяйство и слабо интегрированы в национальную экономику. Занимаются пашенным земледелием и скотоводством (овцы, лошади, крупный рогатый скот), ремеслом (обработка серебра и кожи, ткачество, производство керамики).