Омейядский халифат (Дамасский халифат) — это феодальное арабское государство, существовавшее в 661-750 годах под властью правящей династии Омейядов.
Столица государства находилась в Дамаске. Его возглавлял халиф, в руках которого была сосредоточена светская и духовная власть, передававшаяся по наследству.
История халифата
Правление Муавии I характеризуется внутренней безопасностью и внешней экспансией. Зафиксировано лишь одно крупное выступление – восстание Худжра ибн Ади в Куфе. Он поддержал претензии на халифат потомков Али, но движение легко подавил наместник Ирака Зияд ибн Аби Суфьян. Худжр, который был сподвижником Мухаммеда, был приговорен к смертной казни.
Муавия поощрял мирное сосуществование с сирийскими общинами христиан, даруя правлению «мир и процветание как для арабов, так и для христиан». Его близким советником был отец Иоанна Дамаскина Сарджун ибн Мансур. Одновременно он вел войну против Византии. В его правления были оккупированы Родос и Крит, и было организовано несколько наступлений на Константинополь. После неудач, столкнувшись с христианским восстанием Мардаитов, Муавия заключил с Византией мир. Муавия руководил экспансией в Северной Африке и в Центральной Азии (завоевание Бухары, Кабула и Самарканда).
В 680 году Муавию сменил на престоле его сын Язид I. Этому восшествию на престол по наследству противостояли многие мусульмане, в первую очередь Абдуллах ибн аз-Зубайр и Хусейн ибн Али. Ибн аль-Зубайр бежал в Мекку, где до самой смерти оставался в оппозиции. Горожане Куфы пригласили Хусейна и подняли восстание против Омейядов. Язид I сумел предотвратить союз, взяв Куфу, а Хусейн был перехвачен в дороге и погиб в битве при Кербеле. Известие о его смерти питало оппозиционные движения, одно из которых сосредоточилось в Медине, а другое - в Басре вокруг хариджитов. В 683 году Язид подавил мединскую оппозицию в битве при аль-Харре, а затем осадил Мекку. Во время кампании разграбление Большой мечети в Медине и Каабы в Мекке вызвало возмущение и стало поводом для осуждения Омейядов в поздней истории.
Омейядский халифат продолжал завоевательную политику и захватил Северную Африку, Пиренейский полуостров, Среднюю Азию, Табаристан, Синд и Джурджан.
Верховным собственником земли было государство. Оно взимало поземельный налог (ушр и харадж).
Правление Хишама ознаменовано окончанием западной экспансии после поражения от франков в битве при Пуатье в 732 году. В 739 году в Северной Африке вспыхнуло берберское восстание, ставшее наиболее крупной неудачей в правление Хишама. Из него появились первые мусульманские государства вне халифата. Оно считается началом независимости Марокко, поскольку никогда больше Марокко не попадет под власть халифа. За ним следовал крах Омейядов в Аль-Андалусе. В Индии арабы были разбиты династией Южной Индии Чалукья и династией Северной Индии Гурджара-Пратихара, и в VIII веке арабы были изгнаны из Индии.
Для централизации была создана почтовая служба, учреждены государственный архив и центральная казна. Массовый переход в ислам завоеванных народов, и концентрация в руках мусульман земель, принадлежавших немусульманскому населению, привели к уменьшению доходов государства. В 700 году иракский наместник Хаджадж ибн Юсуф (694—714) обнародовал закон, по которому новообращённые мусульмане не освобождались от джизьи, а переход земли к мусульманам не освобождал от хараджа. Положение отменил халиф Умар ибн Абдул-Азиз в 718—719 годах. Его преемники восстановили политику предшественников, вызвав волну антиомейядских выступлений. В результате восстания Абу Муслимы власть перешла к династии Аббасидов.
Администрация Омейядов
Первые халифы создали для империи стабильную администрацию, следуя практике Византийской империи, которая управляла ранее этим регионом. Она состояла из четырех правительственных ветвей:
- политическое управление;
- военное управление;
- управление сбора налогов;
- религиозное управление.
Каждое из них было разделено на филиалы, отделения и департаменты.
Географически империя делилась на ряд провинций, границы которых во время правления Омейядов неоднократно менялись. Каждой провинцией управлял назначенный халифом наместник. Он отвечал за военачальников, религиозных и гражданских чиновников, полицию. Местные расходы оплачивались за счет налогов, поступавших из провинции, а остальные направлялись центральному правительству в Дамаск. По мере ослабевания центральной власти Омейядов, некоторые правители переставали направлять в Дамаск налоговые поступления и создавали личные состояния.
С ростом империи число арабских рабочих оказалось слишком мало, чтобы поспевать за расширением. Муавия позволил местным государственным служащим в провинциях сохранить рабочие места при правительстве Омейядов. Поэтому большая часть работ местного правительства оказалась записана на греческом, персидском и коптском языках. Лишь в период правления Абд аль-Малика правительственная деятельность регулярно стала фиксироваться на арабском языке.
До 658 года использовались византийские медные монеты, а золотые византийские монеты использовались до денежной реформы 700 года. В дополнение правительство Омейядов начало чеканить свои монеты, изначально похожие на уже существовавшие монеты, но развивавшиеся в самостоятельном направлении. Серебряные монеты назывались дирхемами, а золотые – динарами.
Общественная организация
Население Омейядского халифата состояло из четырех социальных классов:
- Арабы-мусульмане;
- Мусульмане-неарабы;
- Зимми, свободные немусульмане (иудеи, христиане, зороастрийцы и другие);
- Рабы.
На вершине общества были арабы-мусульмане, считавшие долгом править завоеванными территориями. Ислам учит равенству мусульман, однако арабы-мусульмане к себе относились с большим уважением, чем к мусульманам-неарабам, и не смешивались с ними.
С распространением ислама мусульманское население все больше состояло из неарабов. Это приводило к социальным волнениям, поскольку новообращенные не имели таких же прав, как и арабы-мусульмане.
Немусульманские группы, включавшие евреев, христиан, зороастрийцев и язычников, назывались зимми. Они имели юридический статус граждан второго сорта, поскольку признавали политическое превосходство мусульман, платили налог – джизью, который не платили мусульмане.
Христиане и евреи продолжали производить в своих общинах богословских мыслителей, но многие интеллектуалы со временем обратились в ислам, что привело к отсутствию в немусульманских общинах великих мыслителей. К важным христианским писателям периода Омейядов относятся епископ Косма Маюмский и богослов Иоанн Дамаскин.
Немусульмане не могли занимать высокие государственные посты, но занимали множество бюрократических должностей в правительстве.