Основание Библиотеки
Из всех древних библиотек Александрийская библиотека является самой известной, но не самой древней. Основана она была в 295 г до нашей эры как часть Александрийского Музейона.
Инициатива ее создания принадлежала афинским философам Деметрию Фалерскому и Стратону-физику. В Александрию их пригласил Птолемей I в начале III века до нашей эры. Оба философа были наставниками царских сыновей, задача которых заключалась в обеспечении высокого уровня образования наследников престола и египетской элиты.
Целью создания библиотеки было сохранение знаний и передача их от прошлых к грядущим поколениям.
Первое упоминание о библиотеке содержится в «Письме к Филократу», где автор сообщает о переводе книг иудеев на греческий язык, законы которых заслуживают того, чтобы их переписать и иметь в Библиотеке.
Деятельность Музейона без научной и учебной библиотек была невозможна, поэтому принято считать, что и Библиотека и сам Музейон были основаны в одно и тоже время, поскольку библиотека была неотъемлемой частью Афинского Ликея.
Её создание стало возможным благодаря Аристотелю, книжное собрание которого составляло основу библиотеки. Важно, что ученики Аристотеля в той или иной степени были причастны к её созданию. Деметрий Фалерский распоряжался денежными средствами библиотеки и формировал её книжный фонд. Являясь ближайшим царским советником и автором законодательства птолемеевской столицы Александрии, Фалерский умело пользовался своим положением. Благодаря своему авторитету, он обосновал необходимость открытия библиотеки тем, что в битве важна сила стали, а в государстве важна сила слова. Для управления государством важно знание традиций, истории, законодательства, верований населяющих его народов.
Фалерский убедил Птолемея в том, что чтение лучших книг будет способствовать преемственности власти, процветанию страны и правящей династии, что стало серьезным аргументом для царя. Помимо этого царь был другом детства Александра Великого и видел, как воздействуют книги из собрания Аристотеля на величайшего из царей.
Фалерский был ключевой фигурой в разработке планов устройства и принципов функционирования Библиотеки. Имея богатейший личный опыт и пройдя путь от рядового ученика до ближайшего друга руководителя Ликея Феофраста, Фалерский мог оценить преимущества и недостатки Ликея, который был прообразом Александрийского Музейона, поэтому при разработке строительных планов и архитектурных решений Александрийской Библиотеки, его мнение было очень важным.
Надо сказать, что о внешнем виде Библиотеки и её внутреннем устройстве достоверных сведений не сохранилось, однако, часть находок дает возможность предположить, что рукописные свитки хранились или в специальных ларях или на полках, между которыми были проходы для доступа к любой единице хранения.
Библиотека имела несколько боковых пристроек и крытых галерей с рядами книжных полок. Читальные залы, по всей видимости, в нейотсутствовали, но были рабочие места для переписчиков свитков. Эти места в своей работе использовали сотрудники Библиотеки и Музейона.
Формирование книжного фонда
Деметрий Фалерский разработал первоначальные принципы формирования книжного фонда. Он должен был выполнить задачу по сбору всех книг мира, однако, понимание мировой литературы как единого процесса в то время отсутствовало, как и не существовало каталога литературных произведений.
На основании своих знаний и опыта он выделяет направления формирования книжного фонда:
- Эпическая поэзия и, прежде всего, Гомер;
- Трагедия и комедия – Эсхил, Софокл, Еврипид;
- История, право, ораторское искусство;
- Философия и труды по всем известным отраслям науки – физика, математика, ботаника, астрономия, медицина и др.
Главная же задача заключалась в составлении полного канона греческой литературы того времени. Нужно было прийти к согласию относительно единого варианта текстов, важных для греческой культуры. Для этого все доступные варианты авторитетных произведений приобретались и хранились в Александрийской Библиотеке во множестве экземпляров. Текстуальная критика гомеровских поэм и работа по идентификации была начата Деметрием Фалерским, которого следует считать родоначальником научного литературоведения.
Однако не только греческая литература была интересна для учредителей Александрийской библиотеки, она проявляли интерес и к литературе других народов, правда, этот интерес касался узкой области и исходил из практических потребностей в знаниях из области эффективного руководства многонациональным государством, в котором народы поклонялись разным богам и руководствовались собственными законами и традициями.
Возникала необходимость в универсальном законодательстве, в установлении общего уклада жизни. Именно поэтому на греческий язык был переведен Закон иудеев уже в первое десятилетие существования Библиотеки. Египетский жрец Манефон в эти же годы пишет по-гречески «Историю Египта».
Главным способом формирования библиотечного фонда в «Письме Аристея», называется скупка и копирование книг. Все книги, имевшиеся на кораблях, прибывающих в Александрию, в обязательном порядке продавались Александрийской библиотеке и сдавались для обязательного копирования.
Рисунок 1. Александрийская библиотека. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Очень часто владельцу возвращалась только копия, а оригинал оставался в фондах Библиотеки. По всей вероятности таких книг было много и в дальнейшем их называли книгами «корабельной библиотеки».
В книжном фонде Библиотеки была отдельная часть – царский архив, представленный записями ежедневных дворцовых бесед, отчетов, докладов царских чиновников, послов и др.
Расцвет и гибель Александрийской Библиотеки
Хранилища Библиотеки к концу правления Птолемея Филадельфа содержали до 500 тыс. книг, собранных со всего мира.
В I веке нашей эры Библиотека насчитывала уже около 700 тыс. свитков. Книжный фонд увеличивался, поэтому помещения Библиотеки постоянно расширялись – дополнительно была создана «дочерняя» библиотека в квартале Ракотис при храме Сераписа – Серапейоне. Её собственный фонд включал 42800 свитков, преимущественно учебных книг и большое количество дублетов сочинений.
Главная Библиотека тоже имела огромное количество копий одних и тех же произведений.
Безусловно, на это были свои объективные причины:
- из огромного количества приобретаемых рукописных копий выделяли наиболее древние и достоверные;
- папирусные свитки, приходившие в негодность, периодически заменялись, и Библиотека имела большой штат профессиональных переписчиков текста;
- значительную часть фонда составляли книги сотрудников Музейона, которые изучали и классифицировали древние и современные для того времени тексты.
Количество оригинальных текстов, хранившихся в Библиотеке, даже приблизительно невозможно оценить и до нашего времени дошли только доли процентов литературного богатства древнего мира.
Птолемеи понимали, что монопольное владение знанием, дает огромные преимущества. Чтобы не конкурировать с появляющимися новыми центрами был введен запрет на вывоз из Египта папируса.
Достоверная судьба Библиотеки неизвестна и сегодня, хотя существует три основные версии её гибели, правда, фактами не подтвержденные.
Первая версия говорит о том, что Библиотека сгорела в 47 г до нашей эры во время Александрийской войны и причастным к этому называют Юлия Цезаря.
В 31 г до нашей эры Александрийская библиотека официально становится собственностью Римской империи, потому что Египет превращается в римскую провинцию и теряет свою независимость.
Наместником Египта после смерти Цезаря становится Марк Антоний, скупивший все книги библиотеки Пергама, сохранившие все копии Александрийской Библиотеки.
Повторно и сильно Александрийская библиотека пострадала во время захвата Египта Зенобией Пальмирой, исповедавшей иудаизм. Для Римской империи это время было самым кризисным. Часть Библиотеки была сожжена и разграблена сторонниками Зенобии и почти полностью восстановлена после её пленения. К сожалению, этот пожар был не последним – самое жестокое уничтожение фондов Александрийской библиотеки случилось в 391 г., во время правления императора Феодосия Великого, когда христианские фанатики для утверждения главенствующей роли христианской религии, разгромили Библиотеку с целью уничтожения всех языческих и еретических книг.
Рисунок 2. Варварский погром. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Этот варварский погром завершился пожаром, в котором погибло огромное количество рукописей. Данная версия официальная. Неофициальная версия говорит, что в течение 380 года корабли перевозили из Египта священные тексты в Рим и на остров Родос.