Формирование художественной традиции Византии
В начале своего исторического пути, в впервые столетия своего существования, византийское общество опиралось на элементы языческого эллинизма и на принципы христианства. Христианство в процессе своего формирования впитало в себя не только религиозные, но и философские учения своего времени. На христианскую догматику оказали влияние ближневосточные религиозные учения, элементы иудаизма и манихейства. В начале своего пути, оно являлось синтетической философско-религиозной системой, важное место в которой занимали философские учения античности. Если изначально христианство всегда было непримиримо с любым элементом язычества, то со временем между ним и античным языческим мировоззрением появляется компромисс.
Самые прогрессивные и дальновидные христианские богословы осознали важность контакта с культурным наследием античности. Обращение к античности помогало в создании философских концепции. Такие выдающиеся мыслители, как Григорий Нисский, Григорий Назианзин, Василий Кесарийский, заложили фундамент византийской мысли, которая своими корнями уходит в эллинские философские традиции. Центральной проблемой византийской философии является понимание бытия как совершенства. Вместе с мыслью, формируется новые элементы эстетики, складывается новая система нравственных и духовных ценностей. Меняется сам человека, его мироощущение, его понимания божественного, его отношения к природе и обществу.
Итак, христианская религия, а также обращение к философской мысли и культурным традициям античности сыграли важнейшую роль в формировании византийского общества. Культура и искусство Византии многое подчерпнули из эпохи античности и эллинизма.
Искусство Византии принято разделять на следующие периоды:
- раннехристианский (I-III столетия);
- ранневизантийский, «золотой век» императора Юстиниана I (527-565 гг.), времена архитектуры храма Святой Софии в Константинополе и равеннских мозаик (IV-VII столетия);
- иконоборческий (VIII – начало IX века);
- период Македонского возрождения (867-1056 гг.);
- комниновское возрождение (1081-1185 гг.);
- палеологовское возрождение (1261-1453 гг.).
Архитектура
Важное место в искусстве Византии занимает её архитектура. Её храмы значительно отличаются от классических античных храмов. Храм в эпоху античности выступал как обитель Бога, в то время как обрядовые действия и празднества происходили снаружи, вокруг храма или на прилегающей к нему территории. Поэтому в античных священных сооружениях главным был не интерьер, а экстерьер, т.е. внешний вид. Христианская же церковь строится как место, где собираются верующие, поэтому в ней главное значение имеет интерьер, но при этом внешний вид не теряет своего значения. В таком ключе был возведён храм св. Софии в Константинополе (532-537 гг.). Этот храм стал самым выдающимся и самым знаменитым творением византийской архитектуры. Его авторами являются зодчие Анфимий и Исидор. На первый взгляд может показаться, что это священное строение не выглядит слишком монументальным, однако его отличают великолепие форм, строгость и стройность композиции. Внутри он кажется необъятным. Эффект безграничного пространства создаёт прежде всего огромный купол, диаметром 31 метр, и находящийся на высоте 55 метров.
Византийские архитекторы прославились и за пределами своей страны. В этом плане стоит отметить собор Сан-Марко (св. Марка) в Венеции, постройка которого датирована XI в. Это сооружение представляет собой пятинефную базилику, в которую удачно и органично вписан равноконечный крест. Каждый отрезок креста перекрыт собственным куполом, и повторяет в общей конструкции единую тему креста в квадрате. Самый большой купол находится в центре постройки. Интерьер собора поражает своим великолепием, он украшен полихромной мозаикой и облицован мраморными плитами.
В последний период существования Византии (XIII-XV вв.) её архитектурные творения становятся всё более сложными. Монументальные строения распадаются как бы на несколько небольших самостоятельных построек. Кроме этого, всё больше значения придаётся наружной декорации построек. Яркий пример тому монастырь Хора в Константинополе, который впоследствии был перестроен в церковь Кахриз Джами.
Мозаика
Культура Византийской Империи славилась не только архитектурой. Развитие получили и другие виды искусства:
- иконопись;
- мозаика;
- фреска;
- скульптура;
- литература;
- книжная миниатюра;
- декоративно-прикладное искусство.
Более подробно рассмотрим мозаику. Специалисты считают, что в мозаике византийским мастерам не было равных. Искусные мастера владели техникой изготовления смальты с удивительными свойствами, умели превращать исходное разноцветье в живописное целое. Благодаря своему мастерству, секретам и изящным приёмам византийцы создавали шедевры мозаики. Ни одна другая культура не может похвастаться такими же великолепными и бесподобными творениями в мозаике.
Изумительные мозаики украшают храм Софии, многие другие священные сооружения и памятники византийского зодчества.
К XI столетию сформировался классический стиль византийской мозаики. Его отличает строгий порядок расположения сюжетов, которые демонстрируют главные темы и основные положения христианской религии. По этой системе, в куполе храм находится поясное изображение Христа Пантократора (Вседержителя), в алтаре-апсиде фигура Богоматери-Оранты, молящейся с воздетыми руками. По сторонам от неё расположены фигуры архангелов, а в нижнем ряду помещены апостолы. В этом стиле выполнено множество мозаичных циклов XI-XII вв. как в самой Византийской империи, так и за её границами.
Иконопись
Иконопись Византии, как отмечают исследователи искусства, стала крупнейшим художественным явлением в восточно-христианском мире. Художественная культура Византии не только дала начало национальным культурам (например, Древнерусской), но и на протяжении всего своего существования оказывала влияние на иконопись многих православных стран, среди которых были:
- Болгария;
- Македония;
- Сербия;
- Грузия;
- Русь;
- Палестина;
- Сирия;
- Египет.
Под культурным влиянием Византийской империи была и Италия, в особенности Венеция. Большую значимость для этих стран имели византийские иконографии и возникавшие в Византии новые стилистические направления.