Художественный плюрализм
Революция $1917$ года оказала огромное влияние на страну в общем, и на всю русскую художественную культуру в частности. Представители художественной культуры и интеллигенции разделились на две части. Часть из них воодушевленно и радостно восприняла изменения, веря в грядущее обновление России и вкладывая силы в развитие этой цели, во благо революционному делу. Другая же ее часть крайне негативно и презрительно восприняла события в стране, отрицательно отнеслась и к большевистской власти и к тому, какие задачи она ставила перед страной и культурой.
В своей литературной автобиографии В.В. Маяковский «Я сам» в $1917$ году следующим образом представил свою позицию на злобу дня:
«Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня (и для других москвичей-футуристов) не было. Моя революция».
В период гражданской войны Маяковский сотрудничал с Российским телеграфным агентством «Окна сатиры РОСТА», в котором публиковал сатирические работы, карикатуры, стихи, которые направлялись против врагов советской власти: генералов, помещиков, капиталистов, иностранных интервентов, обличая и высмеивая их в своей манере.
Красноармейцами были будущие писатели советской страны:
- Д.А. Фурманов,
- И.Э.Бебель,
- А.П. Гайдар.
В белогвардейском движении участвовали будущие писатели-эмигранты: Р.Б.Гуль, И.А.Бунин и его сборник стихов «Окаянные дни». М. Цветаева посвятила цикл стихов, посвященных этому периоду и событиям в стране с многозначительным названием «Лебединый стан», который был наполнен религиозными идеями и образами плача по белой России.
Революционные события в стране в последствии сформировали два пути развития русской художественной культуры:
- советская художественная культура и
- художественная культура в эмиграции.
За границей работали и твори поэты и писатели И.А. Бунин, Д.С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В.В. Набоков.
Творения же советских писателей и поэтов были наполнены революционным пафосом.
Социалистический реализм
В новообразовавшейся постреволюционной советской стране художественной культуре были присущи новаторство и экспериментаторство. Творцы первого десятилетия советской страны занимались поиском новых художественных форм и средств, которые были бы наполнены революционным художественным духом. С одной стороны, это десятилетие источником своего вдохновения рассматривало культуру и традиции «серебряного века», с другой стороны, в духе революции, стремилась к отречению от всего дореволюционного, от классических и эстетических канонов, ориентируясь на тематическую и сюжетную новизну.
Писатели этого периода ставили целью своего творчества служение идеалам революции. Так сформировалось политизированное художественное творчество В.В. Маяковского, появилось движение «Театрального Октября» Мейерхольда, сформировалась ассоциация художников революционно России «АХРР». Своё творчество продолжили и дореволюционные поэты и писатели:
- С.А. Есенин,
- А.А. Ахматова,
- О.Э. Мандельштам,
- Б.Л. Пастернак.
Среди нового поколения писателей отмечаются М.А. Булгаков, М.А. Шолохов, М.М. Зощенко.
$20$ век художественной культуры можно назвать разнообразным и новаторским. $30$-е годы $20$ века в советской художественной культуры попали под мощный идеологический диктат со стороны власти. Творцам эпохи насильно навязывался социалистический реализм.
Каноны социалистического реализма были направлены на отражение социалистического восприятия действительности. Художественная культура попадает под контроль коммунистической партии. Начали ликвидироваться многочисленные союзы работников искусств. Вместо них появлялись однообразные общества и объединения советских писателей, художников, артистов. Для тех, кто выступал против этого процесса ожидали наказания, репрессии и лагеря.