Цивилизация этрусков
Этруски – это древняя цивилизация, создавшая развитую культуру, которая наравне с древнегреческой оказала влияние на становление культуры Древнего Рима. Цивилизация этрусков существовала в I тыс. до н.э., и занимала северо-запад Апеннинского полуострова (современная Тоскана) между реками Арно и Тибр.
Римляне заимствовали многие достижения культуры этрусков, например, инженерное искусство, гонки на колесницах, гладиаторские бои. Многие римские погребальные ритуалы также имеют этрусское происхождение.
Первые памятники цивилизации этрусков историки относят к концу IX – началу VIII в. до н. э. Этрусская цивилизация получает своё логическое завершение ко II в. до н. э. После утраты политической независимости, Этрурия ещё определённый период сохраняла культурную самобытность. Во II – I столетиях до н. э. ещё существовала местная оригинальная культура этрусков, этот период историки называют этрусско-римским. Но со временем этруски всё больше перенимали ментальность и образ жизни римлян. В 89 году до н. э. жители Этрурии получили римское гражданство. К этому времени практически завершается романизация этрусских городов, завершается и собственно этрусская история.
Искусство этрусков
Цивилизация этрусков базировалась в основном в городах. Города с массивными стенами и мощными укреплениями находились недалеко друг от друга вдоль долин рек Тибр и Арно. Можно назвать следующие этрусские города:
- Кортона;
- Клизиум;
- Ареццо;
- Перузия;
- Черветери;
- Тарквиния.
Довольно долгое время города сохраняли архаическую культуру первых италийских поселенцев. Особый интерес проявлялся к загробному миру, смерти, погребальным ритуалам. Украшение гробниц занимало значимое место в этрусском искусстве, причём господствовали представления о том, что предметы в гробнице должны сохранять связь с реальным миром.
На всех стадиях развития этрусской культуры заметно влияние культуры Греции. Но этрусская цивилизация перенимала только внешние формы художественной традиции греков, так как ментальность и мировоззрение двух этих культур сильно различались.
Архитектура. Исследователи отмечают, что архитектура этрусков находилась на высоком уровне развития. Наилучшим образом сохранились стены, которые окружали города и гробницы. Храм в культуре этрусков не имел большого значения. С самых ранних времён этруски для своих религиозных обрядов использовали открытые святилища. Возведение храмов началось позднее. Святилища этруски сооружали из дерева и глины, поэтому они не сохранились. Об архитектурных особенностях этих святилищ свидетельствуют трактаты Витрувия и терракотовые урны, выполненные в форме храма.
Живопись. Этрусские фрески сохранились потому, что ими украшались стены гробниц, которые высекались в скалах. По стилистическим особенностям этрусская живопись схожа с вазописью. Также практиковалась роспись жилых домов. Древнейшая роспись относится к VI столетию до н. э. Этрусская живопись по своей технической составляющей напоминает фреску. Живопись была связана с погребальной архитектурой. Изображались сюжеты из земной жизни покойника:
- обрядовые сцены с гимнастами, музыкантами, танцорами;
- изображения охоты и рыбной ловли;
- мифологическая тематика (сюжеты были взяты из греческой вазописи или выполнены художниками из Греции).
Скульптура. Помимо служению культу умершего и загробного мира, этрусская пластика имела другие формы. Существовала крупная декоративная пластика, мелкая пластика для интерьера жилища, и для украшения. Начиная с VII в. до н.э. в Этрурию проникают изделия из Греции и восточного Средиземноморья. Этруски усваивали художественные традиции других культур, копировали и смешивали орнаменты, пока не возник самобытный стиль.
Глиптика (резьба по камню). Этот вид искусства появляется в Этрурии в конце VI в. до н. э. Местная глиптика моментально достигла высокого уровня развития благодаря переселенцам из Греции, которые стали первыми учителями этрусков в резьбе по камню.
Искусство республиканского Рима
Мифология. Если в греческом искусстве огромную роль играла мифология, то римские боги изначально имели отвлечённый характер, не обладали ярко выраженными качествами или вовсе не изображались. Однако уже в IV в. до н.э. римляне истолковали своих богов в соответствии с образами богов Эллады (Греции).
Архитектура. Миропонимание римлян было более прагматичным, чем у греков, смотревших на мир с поэтическими чувствами. В связи с этим, на ранних стадиях развития Древнего Рима, архитектура становится ведущим искусством. Архитектура должна была отражать величие и могущество Римской державы. Архитектура, строительная техника, инженерное искусство достигают высокого уровня развития.
Скульптура. Римские скульптурные изображения римских богов опираются на греческие и эллинистические традиции. В искусстве Древнего Рима не найти обобщённого образа человека, развитого всесторонне, человека прекрасного во всех отношениях, столь характерного для искусства классической Греции. Типичным для римской скульптуры является образ римлянина, облачённого в тогу, занятого государственными делами (так называемый тогатус). Другим важным явлением в римской скульптуре является потрет. Возникновение портрета в римском искусстве, также как у этрусков, было связано с культом загробной жизни и погребальным ритуалом. Обычай снимать с умершего восковую маску и хранить её вместе с фигурками домашних богов (пенатов и ларов) послужил толчком к созданию портрета. Кроме того, этот погребальный обычай повлиял на возникновение устойчивой традиции точной передачи внешнего облика умершего человека. На этой основе в римском портрете сформировался интерес к передаче точного и детального облика модели.
К сфере декоративного искусства позднего республиканского Рима относится большой алтарь Гнея Домиция Агенобарба (36 – 32 гг. до н.э.). На его главной, продольной стороне находится рельеф с изображением торжественного жертвоприношения, связанного с составлением цензовых книг.