Ориньякская культура — это археологическая культура раннего этапа позднего (или верхнего) палеолита.
Свое название этот период получил благодаря раскопкам в пещере Ориньяк во Франции, где были найдены первые предметы, относящиеся к этой эпохе. Ориньякская культура выделена в начале ХХ века аббатом Анри Брёйлем. Первое время она воспринималась в эволюционистском духе как стадия в общемировом развитии палеолита. Но аббат Брёйль повернул изучение палеолитических культур в сторону учета пространственных различий, и ориньякская культура получила свою локализацию и свои границы.
В узком смысле локализация культуры ориньяка приходится на Юго-Запад Франции. Но древние памятники, найденные в Центральной Европе, очень схожи с французскими, поэтому к ориньякской культуре относят более широкую территорию, простирающуюся от Испании до Крыма и Поволжья.
Во Франции ориньяская культура датируется периодом 32-22 тысяч лет до нашей эры, то есть существовала она примерно 10-14 тысяч лет. В Западной и Центральной Европе ориньяк датируется от 38 тысяч лет до 22 тысяч лет до нашей эры.
Существует несколько версий происхождения ориньякской культуры:
- из предориньяка;
- из мустье Ла-Кина;
- из некоей островной прародины, расположенной в Атлантическом океане и покинутой ввиду катаклизма или в ходе колонизации.
Артефакты ориньякской эпохи
Основным способом получения орудий труда у людей ориньякской эпохи было отжимание пластин с призматического нуклеуса. Как правило, пластины получались стандартные, и из них можно было изготавливать орудия с помощью чешуйчатой ретуши по краям. К таким орудиям относятся:
- скребки – орудия для обработки кожи;
- резцы – орудия для обработки дерева и кости;
- пластинки типа дюфур – орудия с двусторонней ретушью по краям;
- пластины с перехватом.
На протяжении всего периода существования ориньякской культуры изготавливаемые орудия видоизменялись.
Изображения в период ориньякской эпохи
В эпоху ориньяка появляются первые произведения древних людей. В пещерах на территории Франции обнаружены схематичные изображения звериных голов. Кроме рисунков археологами найдены рельефные изображения, высеченные на плитах известняка. К таким изображениям относятся - охотник, кидающий копье и изображение полной женщины с рогом в руке.
Изображения женщин всегда были сделаны по одному и тому же принципу. Голова изображалась без черт лица, конечности едва были намечены, но подчёркивались признаки женщины-матери. Образ женщины-матери играл огромную роль и в жизни, и в искусстве древнего народа.
Все женские фигурки в науке получили название «палеолитические Венеры». Каждая фигурка полна внутренней силы, отличается монументальностью и четким конструктивным построением:
- «Костенковская Венера» (Воронежская область),
- фигурка женщины из Мальты (Байкал),
- «Венера из Тразимено» (Италия).
Самой знаменитой из найденных фигур является «Венера из Виллендорфа» (Австрия).
В таких произведениях искусства видно мастерство и примитивность. В фигурах цельно и сильно почувствована пластика объема женского тела, но отсутствует духовность. Автор не изображал лицо, так как оно не осознавалось как предмет достойный для изображения. Венеры, с их большими животами и огромными грудями - это всего лишь сосуд для плодородия.
Отсутствие черт на женских лицах происходило не от неумения их передать, а скорее от задачи, которая ставилась перед автором. В фигурках лицо просто не нужно было. Во многих изображениях без лица художниками умело передавался облик. Так в фигуре из Брассемпуй четко прослеживается образ девушки, а у женской фигурки из Дольных Вестониц - это вообще не лицо, а определённое с достаточной степенью индивидуальности изображение.
Рисунок 1. Женская фигурка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Постепенно у древних людей расширяются границы познаний окружающего мира, особенно представление о животном мире, которое составляет основу древних рисунков и изображений.
Фигура животного становится более реалистичной. Появляются правильные пропорции, четкий контур. На рисунке головы лани из пещеры Кастильо в Испании художник применил штриховку, помогающую перейти от плоского изображения к более объемному. Встречаются рисунки с изображением животных в различных позах.
В Германии была найдена статуэтка человека с головой льва, изготовленная из бивня мамонта. Высота статуэтки была чуть меньше 30 сантиметров. Ученые предполагают, что для древних людей эта статуэтка изображала некое божество. Статуэтка датирована 32 тысяч лет до н.э.
На территории Франции и Германии были найдены первые лунные календари и изображения созвездий. Они представляли собой наборы знаков на рогах, костях животных или мелких камнях. Некоторые календари изображали на стенах пещер.
На одной из стоянок ориньяксого периода во Франции была найдена челюсть неандертальца. Ученый Фернандо Роцци предполагал, что ориньякцы съели неандертальца. Но другой ученый Франческо д'Эррико допускает, что ориньякцы просто нашли челюсть, а из зубов сделали ожерелье.
Первобытному искусству ориньякской культуры характерно разделение на виды, которые представлены в виде графики, живописи, скульптур, рельефов.
Развитие искусства в ориньякский период пошло по пути реалистического изображения окружающего мира. Художник этого периода добился большей достоверности и образной убедительности.
Благодаря наскальным изображениям обрядов и охоты можно увидеть, что, во времена ориньякской культуры, человеку уже не свойственно быть зависимым от природы. Сознание человека допустило мысль, что он все меньше становится зависим от природы. Проявлялось это с помощью изображения групп охотников, которые обладают способностью убить сильного и крупного животного.
Результаты анализа первобытного искусства указывают на однородную художественную структуру. Наскальное искусство ориньякской культуры отличается размытостью особенностей этнического, регионального и индивидуального характера. При этом повсеместно прослеживается стабильная общность.