Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Искусство Междуречья

Культура Древней Месопотамии

Определение 1

Месопотамия — это район между Тигром и Евфратом. Двуречье – район цивилизаций Шумера, Аккада, Старого и Нового Вавилона и Ассирии.

Основной источник знаний о странах Древнего Востока – это написанные клинописью тексты различного характера. Это религиозные, поэтические, эпические, научные тексты, государственные документы, и даже дошедшие до нас художественные произведения.

Шумеры поселились в районе Месопотамии около 3600 г. до н.э. Этот народ создал оригинальную и могущественную цивилизацию. Они создавали сложные ирригационные (оросительные) системы, воздвигали хорошо укреплённые города. Шумерская культура достигла высокого уровня в следующих областях:

  • астрономия;
  • математика;
  • инженерия;
  • медицина;
  • музыка;
  • литература;
  • изобразительное и прикладное искусство.

Около 3000 г. до н.э. шумеры изобрели клинопись (протопись), которую позднее переняли аккадцы, и другие народы Древней Месопотамии.

Из-за постоянно ведущихся войн, архитектура Месопотамии была архитектурой крепостей.

Хорошо укреплённые, тяжеловесные вороты с колоннами, укреплённые рамы и бронзовые двери – Вавилонское изобретение. Оттуда же пришли бронзовые львы, которые стояли, как правило, с двух сторон от дверей. В культуре Месопотамии известны и другие архитектурные формы. Это купола, башни, своды и арки. Как отмечают историки, сперва появился свод, называемый «ложным», суть которого в том, что каждый последующий слой кладки незначительно выступает над предыдущим слоем, пока сверху не закроется отверстие. Позднее был изобретён так называемый «правильный свод», особенность которого в том, что камни укладывались на сам свод. Жилища в Месопотамии строились из глины или обожженных кирпичей, так как камень было тяжело достать. В зависимости от конкретного древневосточного государства, в центре города мог находиться храм-зиккурат.

«Искусство Междуречья» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 1

Глиптика – яркий жанр древневосточного искусства. Глиптика – это искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях. Глиптика стран Древнего Востока хорошо сохранилась. Этот жанр искусства доказывает, что ранняя шумерская культура была пронизана мифологическими представлениями и ритуальным содержанием.

В шумерской мифологии правители мира называются антропоморфическими богами. Вот некоторые из них:

  • центральное божество шумерского пантеона, главный правитель богов – Энлиль;
  • владычица неба, богиня войны, любви и плодородия – Инана (в Вавилонском варианте – Иштар);
  • бог солнца Уту (в Вавилоне – Шамаш) и другие.

Ключевое свойство художника стран Древнего Востока – знание правил канона и умение на них опираться в процессе творчества. Оригинальность и индивидуальность находились под запретом. С течением времени сформировался оригинальный шумерский эстетический канон, который предписывал изображать фигуру человека определённым образом. Этот канон встречается в плохо сохранившихся произведениях глиптики. На них человеческий нос изображается в профиль, глаза – спереди, а ноги –сбоку. Человеческое тело изображается не таким, какое оно есть на самом деле, а каким оно должно выглядеть по строгим правилам канона, согласно определённым традициям художественной культуры. Деревья, горы, волны вода в рельефе и глиптике изображаются условно, но при этом учитывалась симметрия и отношения ритма.

Большая часть эстетических правил и стилистических особенностей шумерского искусства, незначительно изменившись, перешли в вавилонскую культуру. Все крупные города Вавилонского государства имели свой зиккурат. Правители Вавилона строили зиккураты не себе, а верующим, которые приносили сюда дары богу. Зиккураты, как главные религиозные сооружения, постоянно восстанавливали и украшали. В дни торжественных событий и праздников тысячи зрителей смотрели на процессии жрецов, которые поднимались по лестницам к храму под звуки музыки.

Не один из зиккуратов не мог сравниться с Вавилонской башней, на строительство которого было использовано 85 млн. обожженных на солнце кирпичей.

Исследуя археологические находки стран Древней Месопотамии, учёные установили, что множество явлений и вещей в истории человечества были изобретены здесь. Это право, книги законов, школы, литература, книга рецептов лечения, календарь земледелия, и многое другое. Кроме того, цивилизации Древней Месопотамии внесли значимый вклад в развитии искусства и науки.

Изобразительное искусство Древней Месопотамии

Произведений изобразительного искусства Древнего Востока сохранилось немного. Рассмотрим художественную культуру Ассирии. В росписях и рельефах дворцов ассирийского царства преобладают не культовые, а светские сюжеты. В основном это прославление верховного правителя и его дел. Лицо царя всюду изображено сурово и величаво, но без индивидуальных черт. Правитель одинаково грозен и величественен в любой ситуации, и на охоте, и в бою, и когда пирует с царицей. Мускулы царя, его вельмож и воинов тоже заслуживают внимания. Они огромные, пудовые, как будто сделаны из железа.

Ключевая задача художника – показать величественную роскошь царских облачений, утвари и украшений. Нужно также изобразить жестокость правителя: вырывания языка у пленников, сажание на кол, сдирание кожи, и всё это в присутствии владыки.

В царской охоте и сражениях внимания заслуживают изображения животных. Это вершина ассирийского искусства. Мчащиеся верблюды, которые пластично сгибаются под тяжестью всадников. Яростный конский бег и гордая злость льва. Специалисты отмечают, что искусство ещё никогда не достигало такой силы в изображении сцен, где ключевыми героями становятся верблюд, лев или конь. Ассирийцы переняли религиозные представления, культуры и искусство Вавилонии.

В вавилонском искусстве нельзя встретить погребальных сцен. Все помыслы и устремления жителя Вавилона в земной жизни. Но эта жизнь не сияет радостью и красотой, это жизнь вечно тревожная, наполненная загадками, это жизнь, заключённая в борьбе, жизнь, зависящая от воли высших сил, злых и добрых духов.

Интересно отметить и собственно шумерское искусство. Стены шумерских храмов украшались рельефами, которые повествовали как об исторических событиях в жизни города (закладке храма, военном походе), так и о каждодневных бытовых заботах (сбивании масла из молока, доении коров, и т. д.). Рельеф состоял из нескольких ярусов. События разворачивались последовательно от яруса к ярусу. Все изображённые люди и персонажи были одинакового рост, лишь правителя всегда изображали крупнее других. Яркий пример шумерского рельефа – стела (вертикальная плита) правителя города Лагаша Эаннатума (датирована около 2470 г. до н.э.), которая была посвящена его победе над городом Уммой.

Искусство Древнего Востока было оригинальным и самобытным. Одна древневосточная цивилизация сменяла другую, культурные традиции и стилистические особенности искусства переходили от одной стране к другой.

Дата последнего обновления статьи: 27.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot