Династия Тан (618 – 907 гг.)
В период недолгого правления династии Суй (581-618 гг.) был объединён Северный и Южный Китай. Но уже в эпоху правления династии Тан (618-907 гг.) Китай становится могущественным государством. Период династии Тан характеризуется улучшением благосостояния людей, расцветом ремёсел, различных искусств и литературы.
Императоры Тан застроили новыми дворцами и зданиями столицу Чаньань. Была возвращена административная система, при которой к управлению государством допускались чиновники, выдержавшие конкурсные экзамены, в ряду которых было и стихосложение. При династии Тан было возрождено конфуцианство, однако и к другим религиозным течениям относились толерантно.
Архитектуру этой эпохи отличали грандиозность и монументальность. Основным строительным материалом было дерево, а главным типом здания –прямоугольное строение с каркасом из столбов и поперечных балок. Город был окружён стенами и хорошо защищён. Город был разделён на жилые, торговые и храмовые кварталы.
В период династии Тан в Поднебесной стали изготавливать фарфор. Технология его производства долго хранилась в строжайшем секрете, который тщательно оберегала правящая династия.
Стоит отметить, что на возникновение новых стилей и изменение орнаментальных мотивов в искусстве малых форм оказывали влияния художественные предметы, привезённые из Ирана и стран Ближнего Востока.
Большую роль в искусстве этой эпохи играла живопись. В своих произведениях художники стремились отразить богатство и многообразие окружающего мира:
- природу;
- животных;
- растения;
- городской быт.
Картины писались на бумажных и шёлковых свитках. Картины хранили в дорогих шкатулках, и доставали только для того, чтобы рассматривать. На горизонтальных полотнищах изображали, в основном, бытовые и жанровые сцены, а вот на вертикальных рисовались пейзажи. Вертикальная форма полотен для пейзажей была призвана создать ощущение пространства и показать всю необъятность окружающего мира. Нередко на картине присутствовала каллиграфическая надпись.
Расцвет культуры в эпоху Тан пришёлся на время правления императора Сюань-цзуна (712 – 756 гг.). Он основал Императорскую литературную академию, покровительствовал людям науки и искусства. По его заказу придворные художники рисовали бытовые сценки, уделяя особое внимание деталям. Жанр, который включал в себя всё, что касалось изображения человека, приобрёл самостоятельное значение и стал традиционным для китайской живописи.
Художники, творившие в другом направлении, отражали в картинах своё понимание окружающей действительности. Среди таких был известный пейзажист Ван Вэй (699 – 759 гг.). Различия между течениями привели к разделению на две школы:
- северная (профессионалов);
- южная (интеллектуалов).
В 751 г. в битве при Таласе китайская армия потерпела поражение от арабов. А уже в 756 году Сюань-цзун терпит поражение от восставшего против него военачальника Ань Лушаня и отказывается от престола в пользу своего сына. В 907 г. династия Тан прекращает своё существование.
Династия Сун (960 – 1279 гг.)
В эпоху правления династии Сун Поднебесная переживает бурный интеллектуальный подъём. Благодаря внедрению техники печатного пресса научная и художественная литература получает большее распространение. К эпохи Сун относится деятельность выдающегося учёного Шэнь Ко. Нужно отметить, что Шэнь Ко поддерживал «синь фа» – новый политический курс, известный как реформы Ван Аньши. Ключевой целью реформ была финансовая безопасность страны, которая должна была обеспечиваться новой налоговой системой. Во времена Шэнь Ко над Китаем нависла военная угроза с севера. Была необходимость в развитии картографии, фортификации, армейского дела, и различных технологий. Шэнь Ко внёс свой вклад в развитии множества наук, технических областей, армейского дела, он также был министром финансов, инженер, изобретателем, поэтом и музыкантом.
В период династии Сун творили такие прославленные художники, как Ма Юань и Ся Гуй. Высокого мастерства в изображении животных достиг И Юаньцзи. Стоит отметить мыслителей Чжу Си и Чэн И, которые трансформировали традиционное конфуцианское учение в неоконфуцианство. Оригинальную философскую систему разработал мыслитель Дэн Му.
В живописи эпохи Сун появились новые разработки. Нужно подчеркнуть достижения в таких направлениях, как пейзаж и портрет. Элита китайского общества этой эпохи занималась искусством как общепринятым занятием культурного ученого-чиновника. Человек, стоящий на государственной службе, должен был заниматься живописью, каллиграфией и сочинять стихи.
В эти времена были составлены громадные энциклопедические тома, труды по историографии, многочисленные трактаты по техническим дисциплинам. Здесь стоит упомянуть универсальный исторический текст Цзы чжи тун цзянь. Этот текст представляет собой историческую летопись, которая охватывает историю Китая с 403 года до н. э. по 959 год н.э., описывая правление 16 династий в течении 1400 лет. Над этой летописью работала группа учёных, которую возглавлял историк Сыма Гуан. Работа потребовала 19 лет, лнтопись состоит из 3 миллионов иероглифов и собрана в 29 тома.
Жанр литературы, повествующей о путешествиях стал популярным благодаря трудам географа Фань Чэнда. Хотя ранняя форма местного географического справочника существовала в Поднебесной с I века, зрелая форма, которая получила название «трактат о месте», или фанчжи, заменила во времена династии Сун старый «путеводитель по карте», или туцзин.
Время династии Сун было временем сложно организованного административного аппарата, и сложной социальной структуры. В этот период некоторые из самых крупных городов мира находились в Китае. Люди, жившие в городах, посещали разного рода общественные клубы. В городах было множество храмов и школ, чтобы предоставить людям образование и религиозные услуги. Правительство в данную эпоху развивало программы социального обеспечения, включая создание домов престарелых, государственных больниц и кладбищ для бедных слоёв населения. Династия Сун способствовало развитию почтовой службы, которая была создана на базе более ранней почтовой системы империи Хань. Правительство нанимало тысячи почтовых работников разного ранга для бесперебойной работы почтовых отделений и крупных почтовых станций. Жители деревень или владели собственными земельными участками, или платили арендную плату за пользование землёй, либо были крепостными на больших землях.