Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Значение и задачи анализа спроса на инновации

Анализ спроса на инновации – это процесс исследования показателей востребованности инновационной продукции, предпочтений потребителей продукции данного вида, динамики данных показателей в определенной перспективе и оценки факторного воздействия на востребованность инноваций.

Анализ спроса на научно-техническую продукция является одним из важнейших направлений в деятельности организаций, занимающихся НИОКР.

Анализ спроса на инновации составляет основу прогнозирования инновационных процессов. От его показателей зависит точность разработки производственной программы предприятия, стратегия и объём реализации инновационной продукции, а также, определение рынка, рыночной ниши, на которую будет осуществлен вывод инновации и параметры разработки маркетинговой стратегии.

Основные направления анализа спроса на инновации

Исследование спроса потребителей инновационной продукции реализуется по нескольким основным направлениям:

  1. Анализ потребности в продукте, услуги, технологии конкретного вида. Исследуется наличие у потенциальных потребителей результатов инновационной деятельности, потребности в продукте, наделенном определенными свойствами и функционалом, интереса к выпуску чего-то нового, замене существующих товаров и услуг, технологическом обновлении деятельности различных видов.
  2. Анализ спроса на нововведения и связанные с ним услуги и влияние на них различных факторов. Проводится оценка спроса на инновации конкретного вида, с которыми планируется выход на рынок. Выявляются факторы, воздействующие на спрос на конкретном рынке или его сегменте и факторы непосредственного спроса на инновационную продукцию.
  3. Анализ связи показателей спроса на итоговые показатели деятельности предприятия. Здесь оценивается, насколько сильна зависимость организации от спроса потребителей в целом, его изменений на определенный уровень в соотношении с изменениями финансовых результатов деятельности.
  4. Расчет максимального объема реализации продукции нового вида или инновационных услуг.
  5. Составление плана сбытовой деятельности, его обоснование, исходя из прогнозных показателей спроса и оценки производственного потенциала конкретной организации.
«Значение и задачи анализа спроса на инновации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В ходе проведения анализа спроса на инновационную продукцию реализуется оценка жизненного цикла инновации и сопоставление параметров деятельности хозяйствующего субъекта, его сбытовых процессов до введения новшеств и после их осуществления. На базе данных оценивается вид инновации – базисная инновация или усовершенствованный продукт, а также определяются виды спроса на инновации.

В силу широты разнообразия инновационной деятельности в современных условиях хозяйствования анализ спроса на инновации и создание информационной базы для его проведения имеет специфику в каждом конкретном случае.

Очень важной для анализа спроса на новую продукцию является его дифференциация по формам образования, отражающая стадии жизненного цикла продукции.

Выделяют следующие виды спроса на инновации:

  1. Потенциальный спрос или спрос, формируемый на стадии проектирования инновационного продукта.
  2. Формирующийся спрос или спрос, формируемый в процесс выхода с инновационными результатами на рынок.
  3. Развивающийся спрос или спрос, формируемый по ходу утверждения новой продукции на рынке
  4. Сформировавшийся спрос или спрос, соответствующий стадии зрелости научно-технической продукции.

Факторный анализ спроса на инновационную продукцию

На спрос оказывает воздействие широкий перечень факторов. Что касается спроса на инновационную продукцию, то факторное воздействие является трудно предсказуемым.

Все факторы спроса на инновации делятся на две большие группы:

  1. Факторы внутреннего характера.
  2. Факторы внешнего характера.

Виды факторов, входящих в каждую группу зависят от специфики деятельности конкретного экономического субъекта, особенностей реализуемой инновационной деятельности. При этом все факторы подлежат обязательной оценке уровня своего воздействия на спрос.

Рассмотрим воздействие самых значимых внутренних факторов, которые в совокупности характеризуют производственно-торговую стратегию организации:

  1. Конструкция инновационного продукта. Она должна отвечать отраслевым стандартам, особенностям применения, упрощать его, а не усложнять.
  2. Качественные параметры инновации. Она должна обеспечивать новые возможности применения, оказание помощи в том или ином виде деятельности на более высоком уровне. Внешние и внутренние показатели инновации должны быть полноценными и продуктивными. Обнаружение брака в процессе эксплуатации новой продукции снижает спрос на нее.
  3. Сервисное сопровождение. Оно обеспечивает формирование мотивации потребителей к использованию нового продукта, технологии.
  4. Величина затрат на исследовательскую деятельность. Чем выше величина расходов на научные исследования и разработки, чем больше проведено экспериментов и оценочных мероприятий, тем больше вероятность, что инновация является качественной и доработанной. Спрос на такую продукцию высокий.
  5. Высокий технический уровень развития хозяйствующего субъекта. Он упрощает инновационное развитие и обеспечивает регулярность инновационных предложений. Наличие стабильной аудитории потребителей формируют спрос на инновации организации.
  6. Цена инновации и реализуемые программы лояльности потребителей.
  7. Рациональный выбор рыночной ниши.
  8. Эффективная маркетинговая стратегия. Она определяет формирование интереса потребителей к инновационной продукции и желания ее приобретения.

Что касается внешних факторов, воздействующих на спрос инновационной продукции, то основными из них являются:

  1. Уровень макроэкономического развития страны.
  2. Политическая стабильность.
  3. Правовая база инновационной деятельности.
  4. Экологическая ситуация в стране и в мире.
  5. Инновационная политика государства.
  6. Уровень научно-технического развития общества, его потребность в новых разработках.
  7. Соотношение на рынке старой и новой продукции.
Дата написания статьи: 30.03.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot