Сущность понятия «региональный инновационный кластер»
Региональный инновационный кластер – это сфера инновационного развития конкретного региона, характеризующаяся наличием инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности, взаимодействия учреждений региональной инновационной системы, в рамках которой сконцентрированы инновационные направления деятельности.
Важным инструментом реализации экономической политики, совмещающей активизацию рыночных механизмов и использование потенциальных эффектов участия государства в реализации комплексных социально-экономических решений являются региональные инновационно-ориентированные экономические кластеры.
Они формируются на основе, имеющихся развитых отраслей промышленности в рамках отдельных территорий страны. Их создание ориентировано на защиту территории, ее социально-экономической серы от международной конкуренции. Кластер представляет собой интеграцию группы предприятий, которые направлены на формирование стабильного рыночного положения региона на национальном рынке и на мировой арене в реализации определенного вида деятельности. Кластеры создают условия конкурентоспособности регионов страны. Их роль в инновационном развитии сводится к следующему:
- Стимулирование роста уровня инновационного развития отдельных регионов.
- Выравнивание уровня инновационного развития регионов т.е. сглаживание региональных диспропорций инновационного развития.
- Сосредоточение инновационных процессов в едином территориальном разрезе упрощает инфраструктурное обеспечение деятельности.
- Эффект нивелирования затрат. Компании, входящие в кластер, получают преимущество перед отдельной фирмой-новатором. В кластере формируется система коммуникативной поддержки проектной деятельности, что обеспечивает снижение расходов на различные изменения, подготовительную работу к инновационной деятельности.
- Высокая скорость распространения технологий. Компании кластера получают доступ к технологиям последнего поколения, к новым разработкам и подходам к организации различных видов деятельности.
Стоит отметить, что для успешного развития региональных кластеров требуется формирование взаимодействия научно-технических центров, институтов с предпринимательской сферой. Это обеспечивает более быструю и продуктивную коммерциализацию научных идей, разработок.
Для успешного развития инновационных кластеров необходим, прежде всего, спрос на инновации. Компании, предъявляющие спрос на инновации, являются для ученых, изобретателей, университетов, инжиниринговых центров, лабораторий источниками инновационных идеи для дальнейших исследований и разработок.
Условия эффективного взаимодействия вузов и предпринимателей в рамках региональных инновационных кластеров
Поскольку, взаимодействие университетов, институтов с предпринимательской сферой в условиях формирования инновационного кластера определяет эффективность регионального инновационного развития и стимулирует раскрытие инновационного потенциала региона, то такое взаимодействие требует тщательной организации и проработки.
В настоящее время формируются сети региональных инновационных кластеров, ориентированные на повышение конкурентоспособности регионов в условиях научно-технического прогресса.
Основными условиями организации эффективного и результативного взаимодействия вузов регионов с их предпринимательской сферой являются:
- использование в вузах организационного механизма, ориентированного на реализацию технологических разработок и технологическое внедрение фундаментальных исследований;
- Аналитическая работа в условиях вузов. Не только бизнес должен анализировать рынок перед выводом на него инновационной продукции. Вузам, также, требуется анализировать рынки сбыта, их потенциал и оценивать возможности продвижения наукоемких инновационных продуктов;
- формирование в вузах исследовательских лабораторий, центров научно-технических разработок, оснащенных передовыми технологиями;
- формирование разработок, характеризующихся результативностью;
- качественная подготовка специалистов инновационного сектора и их трансфер в экономическую сферу региона;
- реализация трехстороннего взаимодействия «бизнес –власть – вузы». Только при активном участие органов государственной власти моно достичь результатов в сфере взаимовыгодного инновационного сотрудничества вузов и бизнес-сферы;
- формирование системы сетевого партнерства, в качестве ведущего условия повышения роли вуза в развитии экономики региона и территориальных кластеров.
Проблемы установления взаимодействия вузов с бизнесом в рамках инновационного кластера
Основными барьерами взаимодействия вузов с бизнес-сферой в рамках инновационного кластера являются:
- Отсутствие информационного обеспечения сторон в отношении экономических интересов друг друга и компетентности в той или иной инновационной области деятельности. Здесь важно сформировать данные о материально-техническом оснащении вуза, компетенциях его специалистов, данные о возможностях вузов совершать операции лицензирования, патентования, сертифицирования, а также, информация, касающаяся проводимых разработок в рамках кластеров хозяйствующими субъектами и планирование их дальнейшего развития.
- Отсутствие договоров сотрудничества между вузами и предпринимательской сферой. Это связано с отсутствием нормативной базы заключения данных договоров, неимением типологий, норм их составления. Важно, формирование типовых условий заключения контрактов данного вида.
- Отсутствие ориентации вуза на инжиниринговые разработки. Они привлекут предпринимателей к взаимодействию с вузами, поскольку, стоимость данных услуг специализированных компаний является очень высокой.
- Отсутствует внутренняя система стимулирования сотрудников научных и инновационных подразделений высшего учебного заведения, работающих по направлениям предоставления инжиниринговых услуг и иных актуальных направлений. Ее необходимо формировать и непрерывно поддерживать. Возможно использование, как финансовых, так и нефинансовых стимулов.
- Составление перечня актуальных запросов предприятий промышленного и инновационного секторов экономики региона в настоящее время не реализуется. Также, отсутствуют перспективные ориентиры их развития. Они требуют составления и публикации в печати, сети Интернет для доступности данных учреждениях высшего образования.
- Отсутствие классификации предприятий в рамках региональных кластеров. Имеет значение их разделения по видам деятельности в целях разработки стратегии партнерства с каждой группой предприятий вузами.