Бизнес-план – это документальное оформление стратегии развития хозяйствующего субъекта с начала его основании и в течение определенного временного периода.
По сути, бизнес-план представляет собой программу деятельности, ориентированную на конкретный результат.
Структура бизнес-плана по возможности должна отражать последовательность мероприятий по подготовке и реализации проекта. Выход с новым продуктом на рынок требует тщательного анализа рыночной конъюнктуры и оценки эффективности составления плана.
Условия эффективного составления бизнес-плана продвижения нового продукта
Основными условиями составления эффективного бизнес-плана по выводу на рынок нового продукта, выступают:
- Указание в аналитической части информационных источников. Они необходимы для понимания аудитории, на которую он ориентирован, реальности проекта. Чем авторитетнее источник информации, которая лежит в основе инновационной деятельности, тем больше доверия к проекту у специалистов.
- Стиль оформления. Бизнес-план – это документ, и он требует соблюдения определенных норм его составления. Имеют значение и стиль оформления и соблюдение орфографических норм.
- Представление бизнес-плана не просто в печатном виде, а через его презентацию. Оптимально создавать презентации с помощью специальных программ, в которые можно включить графику и анимацию для наглядности отражения основных параметров проекта.
- Учет в составе бизнес-плана и затрат на его подготовку. Здесь, требуется планировать временные ресурсы, коммуникации, учитывать проведение дополнительных исследований, работ, привлекать экспертов к оценки различных показателей и учитывать затраты на оплату их деятельности.
- Применение одного и того же формата финансовой модели. Одну часть данной модели составляет «компания как есть» т.е. ее основные характеристики. Она сохраняет неизменный характер.
- Отражение в бизнес-плане анализа рисков, которые связаны с выводом на рынок нового продукта (они несомненно имеются и являются довольно весомыми).
- Включение в состав бизнес-плана маркетинговой стратегии по продвижению нового продукта. Новый продукт требует и нестандартного подхода к его продвижению.
Структура бизнес-плана продвижения нового продукта
Как правило, бизнес-план по продвижению нового продукта имеет универсальную структуру, ориентированную на применение в целях отражения любого коммерческого проекта. В структуру бизнес-плана выпуска нового продукта могут быть добавлены некоторые специфические разделы, в целях детализации информации об инновационных разработках. Таким образом, общая структура бизнес-плана продвижения нового продукта или услуги представлена совокупностью следующих разделов:
- Резюме. Резюме нужно, чтобы кратко донести самую важную информацию о проекте. В нем отражаются весомые данные проекта – источники финансирования, риски, перспективы проекта, угрозы и возможности.
- Описание отрасли и компании. В данном разделе описывается вид деятельности, его актуальность в современной экономике, отношение к определенной отрасли, связь с другими отраслями, положение на рынке.
- Описание услуг или товаров. Здесь дается полная характеристика нового продукта или услуги. Важно, дать детализированное описание продукта, отразить его перспективы, основные характеристики и функциональное значение.
Продажи и маркетинг. В данном разделе отражаются концептуальные основы продвижения на рынок нового продукта или услуги. Проводится анализ рынка и его потенциала. Он включает следующие направления:
- характеристика и сегментация рынка или рынков сбыта;
- приоритетные сегменты рынка, рыночные ниши, подлежащие занятию;
- анализ конкурентов с указанием сильных и слабых сторон;
- анализ потенциальных покупателей или клиентов;
- стратегия ценообразования;
- план продаж.
План производства. Здесь проводится исследование производственного процесса: используемые технологии, инструменты, ресурсы, в том числе и трудовые, сырье и материалы, производственные мощности, географическое положение предприятия и его логистических связей с основными поставщиками и потребителями. Дополнительно план производства может содержать полный расчет себестоимости продукции с указанием постоянных и переменных издержек, а также информацию о потребности в работниках и их квалификации.
- Организационный план. В нем отражаются организационные основы деятельности. сюда входит управление проектом и стратегические ориентиры развития, сроки реализации проекты, сроки окупаемости вложений, организация управления различными этапами проекта и т.д.
- Финансовый план. В нем отражены все финансовые показатели производства и реализации нового продукта (услуги), прогнозы выручки и прибыли, расчет показателей эффективности деятельности, ставки дисконтирования, инвестиционных затрат. Во многих случаях скорость разработки и реализации инновационного проекта оказывает воздействие на его финансовые результаты и инвестиционную привлекательность, причем большую, чем просто уменьшение коэффициента дисконтирования для будущих входящих денежных потоков.
- НИОКР. Данный раздел является специфичным и, как правило, применяется только в отношении вывода на рынок нового продукта. В нем описываются планы и сроки мероприятий по разработке нового продукта и оформлению необходимых документов, получению патентной защиты, проведению исследований, экспериментальных проб и т. д.
- Ресурсное обеспечение проекта. Здесь, проводится анализ ресурсов, которые требуются для вывода на рынок нового продукта или услуги конкретного типа. Это и рабочая сила, инновационных менеджмент, сырье, материалы, оборудование и т. д.
- Оценка эффективности проекта. Здесь, подлежит расчету его рентабельность, окупаемость вложений, норма доходности, сроки окупаемости, рассчитывается точка безубыточности.
- Гарантии и риски компании. В данном разделе указываются данные, касающиеся возможностей компании гарантировать свои заемные обязательства. Здесь же отражаются риски реализации данного проекта и факторы их формирования.