Инновационный менеджмент, его цели
Инновационный менеджмент – это деятельность, которая способствуют развитию предприятия.
Цели, которые преследует инновационный менеджмент предприятия, связывают с миссией фирмы, ее философскими взглядами, традициями.
Цели инновационного менеджмента могут быть:
- стратегическими и тактическими;
- внешними и внутренними;
- экономическими, социальными, политическими, научными, техническими, организационными;
- приоритетными, постоянными, традиционными, разовыми;
- долгосрочными, среднесрочными, краткосрочными.
История возникновения инновационного менеджмента
Появление инновационного менеджмента отмечается за последние десятилетия XX века. Так как в этот период стали развиваться технологическая и техническая базы по производству товаров и услуг. Произошло формирование глобального общемирового рынка. Стала возрастать доля наукоемкой продукции в общем объеме всей продукции.
То есть, произошло столкновение традиционного менеджмента и новых проблем, которые нашли свое проявление в конце XX века. Среди них выделяют:
- Процесс управления процессами по созданию новых знаний. Теперь и на менеджеров возлагается функция по исследовательским работам, но она ограничивается рамками науки. А необходимо, чтобы наука ориентировалась на потребителя. Необходимо постоянно исследовать потребительскую сферу, управлять процессом создания новых знаний.
- Управление творческим потенциалом людей, занимающихся созданием нового знания. Необходимо сформировать специальную методологию, которая способна искать новые знания с наименьшими затратами и с целью достичь цель. Поэтому необходимо управлять творческим потенциалом людей.
- Управление освоением новшеств. Все новшества в сфере техники, экономики необходимо воплощать на практике. Но внедрение сложно осуществить в нашей стране, из-за неопределенности получения положительных результатов. Поэтому необходимо осуществлять управление внедрением новшеств.
- Управление нововведениями со стороны социальных и психологических аспектов. Нововведения вызывают острые противоречия между старым и новым. Особенно в психологическом аспекте, нововведения вызывают кризис.
Наибольший вклад в развитие инновационного менеджмента был внесен Й. Шумпетеров, который стал основоположником понятия «инновации». Им были выделены следующие типичные изменения, влияющие на появление инноваций:
- Новая техника, новые технологические процессы и новое рыночное обеспечение производства;
- Продукция, содержащая новые свойства;
- Новое сырье;
- Новый способ производства и материально-техническое обеспечение производства;
- Новые рынки сбыта.
Значимыми были работы Гобсона, который связал инновации с новыми рынками, новыми товарами и новыми способами их изготовления.
Большой вклад в изучение зарождения и развития инноваций внес Н.Д. Кондратьев, который рассматривал множественность циклов и создал модели их циклов. Данное исследование выявило циклические волны, продолжительность которых 48-55 лет.
Некоторыми специалистами выдвигается мнение, что инновации появились с новыми лабораториями, становлением НИОКР на предприятиях.
В современное время выделяют следующие тенденции:
- Наличие мощного потенциала НИОКР, технологической компетентности лидеров, критериев успеха;
- Замедленное производство новых товаров ведет к потери прибыли;
- Сотрудничество на международном рынке осуществляется на основа обмена «ноу-хау»;
- Информационные технологии привели к слиянию маркетинга и торговли.
На сегодняшний день инновационный менеджмент развивается и, соответственно, усложняется, сейчас требуется применение новых знаний, новых возможностей и новых выгод в совокупности.