Инновационная деятельность промышленного предприятия – это вид деятельности, ориентированный на выпуск новой продукции, разработку новых технологий, совершенствование функциональной роли хозяйствующего субъекта за счет внедрения новых методов производства, управления, сбыта продукции.
Инновационная деятельность является обусловленной необходимостью в современных условиях хозяйствования. Она подвержена воздействию различных факторов, к которым необходимо адаптироваться. Таким образом, на инновационное развитие предприятия оказывают воздействие внутренние и внешние факторы.
Рисунок 1. Предпосылки инноваций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Внутренние предпосылки инновационного развития предприятия
Внутренние предпосылки инновационного развития предприятия сопряжены с различными проблемами, которые возникли внутри компании и могут быть решены только за счет обновления процессов, систем, управленческих концепций и т. д. По сути, такие предпосылки инновационного развития являются отражением негативных тенденций функционирования предприятия. Если же преобразования касаются новых путей развития, новых возможностей и перспектив за счет внедрения новшеств во внутреннюю деятельность, то данные предпосылки носят положительный характер и стимулируют инновационный рост и развитие хозяйствующего субъекта.
Значение, в реализации инновационных программ развития, имеет наличие ресурсов обеспечения их осуществления. Если ресурсы имеются в достаточном количестве, то и процессе инновационного развития будет происходить более быстрыми темпами. Если ресурсов нет, то осуществляется поиск источников финансирования инновационных проектов. По мере сбора ресурсов осуществляется реализация проектов. Но, здесь имеется проблема возможной нехватки средств (когда собраны не все необходимые ресурсы или в недостаточном количестве) и платности собранных ресурсов (кредитные и заемные обязательства предприятия). Все это усложняет реализацию инновационных проектов, увеличивает сроки их проведения.
Таким образом, совокупность внутренних предпосылок инновационного развития может быть представлена следующими аспектами:
- наличие у предприятия инновационных идей, которые могут быть эффективно коммерциализованы;
- проведение научных исследований и разработок в отдельных подразделениях предприятия и необходимость их испытания в реальной хозяйственной практике;
- наличие возможностей инновационного роста и развития (ресурсное обеспечение);
- открытие новых рынков, на которые можно вывести инновационные продукты;
- расширение спроса потребителей;
- изменение потребительских предпочтений лояльной группы покупателей;
- наличие нереализованного творческого потенциала персонала;
- проблемы в части снижения качества продукции;
- падение спроса на продукцию;
- снижение показателей прибыльности и рентабельности деятельности;
- увеличение кредиторской задолженности;
- нестабильность кадровой политики и кадрового состава;
- падение курса акций на рынке ценных бумаг.
Внешние предпосылки инновационного развития предприятия
Внешние предпосылки инновационного развития предприятия предполагают воздействие на его деятельность внешнего окружения факторов внешней среды, к которым необходимо адаптироваться и, изменение которых невозможно.
Любые преобразование во внешней среде требуют внутренних изменений посредством внедрения инноваций, обновления процессов управления, производства, маркетинговых стратегий и т. д.
Внешнее окружение деятельности промышленного предприятия формирует его микросреду и макросреду. Микросреда касается ближнего окружения и включает предприятия конкретной отрасли. Макросреда состоит из предприятий дальнего окружения, которые оказывают косвенное воздействие на его функционирование. Сюда же относятся и показатели макроэкономической динамики, которые влияют на успешность развития того или иного направления предпринимательской деятельности.
Микросреда включает заинтересованные группы, которые непосредственно влияют на основную деятельность предприятия или испытывают на себе прямое воздействие со стороны предприятия: поставщики, покупатели, конкуренты, кредиторы, профсоюзы, торговые и иные организации, органы государственного управления и т. п.
Макросреда бизнеса включает факторы косвенного воздействия, которые не способны напрямую повлиять на деятельность предприятия, но оказывают определенное воздействие на его функционирование, на его деятельность в определенной временной перспективе. Сюда входит и технологический прогресс, который обуславливает необходимость инновационного развития, направления социально-экономической политики, инфраструктурное обеспечение национального хозяйства, социокультурная среда.
Внешние предпосылки инновационного развития характеризуются рядом свойств:
- Сложность внешней среды. Данное свойство отражает ее многоаспектность, многоуровневость, многокомпонентность. Предприятию необходимо реагировать на большое количество факторов. Чем выше технологический уровень компании, тем больше у нее возможностей «держать удар» по отношению к негативным факторам внешнего воздействия.
- Динамичность внешней среды. Внешнее окружение характеризуется постоянными преобразованиями. Они осуществляются с различной скоростью в разные временные периоды. На современном этапе изменения происходят с постоянно нарастающей скоростью, особенно в ряде промышленных отраслей. Подстраивание под динамичные преобразования окружающей среды стимулируют инновационный рост и прогресс.
- Неопределенность внешней среды. Факторы внешнего окружения, их поведение и динамику сложно точно предсказать. Потому, функционирование предприятия всегда осуществляется в условиях неопределенности. Инновационные технологии обеспечивают приспособление к этой неопределенности и минимизацию риска, сопряженную с ней.
- Взаимосвязанность факторов внешней среды отражает силу, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы внешней среды.