Управление инновациями – это разновидность управленческой деятельности, которая связана с процессами освоения новых или совершенствования старых технологий хозяйственной деятельности организации.
Понятие и разновидности инноваций
Развитие современной экономики в основном базируется на внедрении в хозяйственную деятельность различного рода инноваций. Ими называют нововведения в областях техники, технологий, управления, организации, труда, за счет которых повышается эффективность деятельности людей и организаций. Инновацией может считаться как принципиально новое решение проблемы, так и уже известное, но используемое в других сферах.
В настоящее время можно говорить о существовании следующих разновидностей инноваций:
- продуктовые инновации, которые заключаются в изготовлении и в представлении на рынке новой продукции (товаров, работ, услуг);
- маркетинговые инновации, которые заключаются в освоении новых рынков, применении новых способов продвижения продукции на рынок, использовании новых методов ведения сбытовой деятельности и т.д.;
- технические инновации, которые заключаются во внедрении в хозяйственную деятельность новых или более совершенных видов средств труда;
- технологические инновации, которые заключаются в применении новых приемов и методов работы, в использовании новых материалов, во внедрении новых технологических процессов и т.д.;
- организационные инновации, которые заключаются в поиске и в принятии новых решений в сфере организации труда, управления, производства;
- социальные инновации, которые заключаются в реализации нововведений, повышающих уровни социального развития и обеспечения персонала предприятия;
- комплексные инновации, которые заключаются в принятии и реализации новых управленческих решений, обеспечивающих комплексный подход к развитию и совершенствованию различных элементов хозяйственной системы.
Понятие управления инновациями и его функции
То значение, которое имеют инновации относительно хозяйственной деятельности, предопределяет необходимость управления ими со стороны экономических субъектов. Управление инновациями представляет собой разновидность управленческой деятельности, которая заключается в использовании инноваций в целях обеспечения развития производства, совершенствования всех его элементов и повышения на этой основе экономической эффективности.
Управление инновациями предполагает оказание воздействия на все виды инноваций на производстве. Однако центральное место среди них занимают продуктовые инновации, которые в конечном счете определяют содержание работ по созданию других видов инноваций.
Управление инновациями должно осуществляться посредством функционирования специальной системы. В большинстве случаев она представляет собой совокупность определяемых характером нововведений форм и методов управления инновационной деятельностью.
Этапы цикла хозяйственной деятельности организаций всех видов предопределяет выделение в настоящее время следующих функций управления инновациями:
- анализ внешней и внутренней среды предприятия – это проведение маркетинговых исследований, т.е. изучение рынка изготавливаемой продукции, на основе чего формируются требования к продукции, круг ее потенциальных потребителей, области, формы и способы сбыта, а также представления о производственных возможностях предприятия;
- разработка стратегии – это способ разрешения противоречий между требованиями внешней среды, с одной стороны, и возможностями предприятия, с другой стороны; реализуется это через формулирование перспективных целей деятельности предприятия (например, рост прибыли, объема производства и продаж) и определение способов их достижения;
- управление научными исследованиями и разработками – это деятельность по конкретизации требований к качественным характеристикам продукции и определение способности предприятия их соблюдения предприятием, а также проведение структурными подразделениями предприятия научных исследований, опытно-конструкторских, опытно-технологических работ и других разработок;
- управление освоением и производством новой продукции – это осуществление комплекса действий, которые направлены на развертывание производства новой или модернизированной продукции, обеспечение нормального хода производственного процесса и его обслуживание;
- управление реализацией (сбытом, обращением) – это решение предприятием задач «продвижения» продукции (например, через рекламирование), ее движения к потребителям, послепродажного обслуживания продукции, регулирования цен, контроля за потреблением.
Управление инновациями как одна из функций управления предприятием включает в себя ряд действий (помимо научно-исследовательских работ), которые должны быть выполнены специализированными подразделениями.
- В технической сфере необходимо обеспечить основное и вспомогательные производства конструкторскими разработками, технологиями, транспортом, складским помещением, метрологией и др.
- В экономической сфере необходимо провести маркетинговые исследования, определить необходимый объем инвестиций, рассчитать прибыль, доходы, затраты, решить вопросы труда и организации производства.
- В социальной сфере необходимо создать в коллективе нормальный социально-психологический климат, организовать регулярную подготовку, переподготовку и повышение квалификации сотрудников, улучшить условия труда и быта сотрудников.
Таким образом, управление инновациями представляет собой комплексную область деятельности предприятия, от результатов в которой зависит экономическая эффективность производства и перспективы его дальнейшего существования и развития.