Основные методы и формы коммерциализации результатов научных исследований
Коммерциализация результатов научных исследований – это процесс получения выгоды от использования итоговых результатов исследований в хозяйственной практике.
Процесс коммерциализации непосредственно связан с получением коммерческого эффекта от применения инновационного продукта или технологии, являющихся результатами научных исследований и разработок.
При осуществлении коммерциализации технологий доход может быть получен за счет:
- заключения соглашений в коммерческой сфере, связанных с эксплуатацией технологий, включая трансфер технологий;
- доведения технологии до уровня применения в хозяйственной практике;
- продажи лицензий на использование технологий третьим лицам в своей хозяйственной деятельности, ее разных направлениях;
- включения новой технологии в собственный производственный процесс, который за счет ее внедрения обеспечивает снижение себестоимости, рост объемов производства и рост выручки;
Результаты процесса коммерциализации обеспечивают принесение положительного эффекта не только в виде возврата вложенных в исследований и разработки средств, но и путем минимизации затрат, снижения цен, повышения качества продукции. Именно коммерциализация технологий выступает главной движущей силой, ориентированной на развитие новых направлений деятельности, реструктуризацию функционирующих предприятий и отраслей промышленности.
Коммерциализация технологий и инновационных продуктов может быть осуществлена различными методами, в их числе:
- Внутрифирменная коммерциализация. Здесь, предполагается получение коммерческого эффекта от реализуемых инновационных проектов и внедрения их результатов в работу компании и ее отдельных подразделений, отделов. Данная коммерциализация характерна для крупных корпораций, которые имею собственные научно-исследовательские центры, ресурсы на осуществление разработок и включают в свой состав большое количество компаний.
- Горизонтальный метод продвижения технологий – это метод партнерства и кооперации, при котором головная компания осуществляет разработку инноваций, а функции по созданию и продвижению инновационной технологии распределены между другими участниками коммерциализации технологий и, в частности, могут быть переданы центрам коммерциализации технологий.
- Метод проведения технологических брокерских событий. Такие события представляют собой серию предварительно организованных в одном месте встреч между теми компаниями, которые предлагают новые технологии, и теми компаниями, которые ведут поиск новых технологий. Осуществляется непосредственное ознакомление с новыми продуктами, изобретениями, технологиями и оценка их применимости в хозяйственной практике. Название данного метода связано с участием во встречах сотрудников центров коммерциализации, которых в этом случае называют технологическими брокерами. Они представляют собой компании, осуществляющие трансфер технологий и различные услуги в данной области деятельности.
- Метод сетевого продвижения. Он предполагает пользование услугами специальных организаций, которые реализуют трансфер технологий и иных результатов научных исследований. В настоящее время в России и за рубежом активно работает ряд сетей трансфера технологий, как национальных, так и международных, объединяющих центры коммерциализации, венчурных инвесторов и консультантов. Они имеют электронные площадки, что упрощает процесс взаимодействия между разработчиками и потребителями инновационной продукции.
Трансфер реализации результатов научных исследований и его роль в хозяйственной практике
Трансфер результатов научных исследований – это процесс включения результатов разработок в хозяйственную практику в целях их использования для получения определенных экономических выгод.
В российской хозяйственной практике трансфер технологий реализуется на основании заключения двусторонних или многосторонних договоров, в которых прописываются условия передачи технологий, изобретений и иных результатов научно-исследовательской деятельности.
Трансфер результатов научных исследований может быть реализован по следующим направлениям:
- Тесная связь научно-технических центров, исследовательских лабораторий со сферой бизнеса. Данное взаимодействие обеспечивает быстроту включения результатов НИОКР в хозяйственную практику, применения в сфере промышленности, производства различных направлений.
- Развитие транснационального трансфера технологий. Такой трансфер обеспечивает более тесную научную кооперацию с другими странами.
Трансфер технологий может носить как коммерческий, так и некоммерческий характер. Коммерческий трансфер является отражением процесса коммерциализации технологий, изобретений и иных продуктов научно-исследовательской деятельности. Объектами трансферта в данном случае выступают патенты на изобретения, свидетельства на промышленные образцы и на полезные модели, ноу-хау и технический опыт, технические и технологические знания и информация.
Что касается некоммерческого трансфера результатов научно-исследовательской деятельности, то он представляет собой диффузию научно-технических знаний и информации. Осуществление такого трансфера реализуется в случаях незаинтересованности коммерческого продвижения результатов научных исследований их авторами или получения по итогам исследований фундаментальных знаний, которые не могут быть коммерциализированы. Объектами данного вида трансфера являются научные издания, учебники, справочники, стандарты деятельности, данные международных конференций, симпозиумов, обучение и стажировка ученых и специалистов, в том числе и по программам государственного обмена специалистами.
Трансфер технологий не преследует цель реализации разработки, а лишь является инструментом достижения этой цели. Как правило он осуществляется не теми компаниями, которые реализуют разработки. Потому, здесь важное значение приобретает готовность технологии к трансферу, т. е. наличие необходимой документации, авторских прав, лицензий и т. д.