Экономика знаний и ее характерные черты
Экономика знаний - это экономика, развитие которой опирается на интеллектуальный капитал.
Она является составным компонентом постиндустриального общества и является следствием инновационного развития.
Развитие экономики знаний предполагает рост качества человеческого капитала, предотвращение его утечки и стимулирование развития.
Знания изменяют и экономику, и технологии, и человека, и социум.
Признаком экономики знаний является производство знания с использованием соответствующих факторов, где ключевую роль играет интеллектуальный капитал субъекта.
Основными характеристиками экономики знаний выступают:
- Институциональная структура. Институциональная структура основывается на создании определенных стимулов экономического характера и институциональной природы, поддерживающих масштабное распространение и эффективное применение локальных и глобальных знаний во всех сферах экономической жизни общества, способствующих развитию предпринимательства, а также поддерживающих экономические и социальные преобразования, порождаемые революцией знаний.
- Инновационная система. Только в условиях инновационного развития общества вообще актуально формирование экономики знаний. На знаниях базируются научные работки и инновационные процессы.
- Высокий уровень образования и рост значимости образовательной системы. Образование ориентируется на подготовку специалистов нового уровня – инновационной ориентации. Знания требуют качественного обучения и высокого уровня подготовки специалистов образовательной сферы. Знания формируются в результате плодотворной работы конкретного индивида и учреждений образования, от которых требуется изменение ориентиров деятельности. В настоящее время работа учреждений образования опирается на новые стандарты, требующие формирование у учащихся определенных компетенций по мере прохождения конкретного этапа обучения. Ценность квалифицированного труда и высокий уровень образованности, профессиональной подготовки возрастает в экономике знаний.
- Информационная инфраструктура. Она представляет собой информационное обеспечение различных видов деятельности. В современной экономике каждый индивид должен ориентироваться в огромном объеме информации. Обладать навыками ее структурирования, обобщения и систематизации.
- Высокий уровень занятости населения в сфере научной деятельности: научное проектирование, исследование, экспериментирование и т. д.
- Рост производительности труда за счет роста квалификации кадрового состава и его инновационных ориентиров деятельности.
Составным компонентом рассматриваемой экономике являются знания. На них строятся социально-экономические отношения, от них зависит развитие конкретного общества и раскрытие его потенциала.
Знания – это нематериальный актив, который характеризуется отсутствием вещественной формы и сохранностью при передаче, практическом применении.
Знания не подлежат износу и могут быть расширены и более продуктивно использованы. В этом и состоит значение экономики знаний, к развитию которой стремятся все государства в современных условиях хозяйствования.
Принципиальные основы построения экономики знаний
Чтобы сформировать экономику знаний в системе национального хозяйства требуется пересмотр принципиальных основ экономической деятельности, экономического регулирования и контроля.
В основу создания национальной модели экономики знаний должны быть положены следующие принципы:
- Принцип активно-потребительского начала.
- Принцип активно-производственного начала.
Первый принцип предполагает развитие спроса на знания в системе национального хозяйства и их активное применение в различных процессах и направлениях деятельности.
Если оценить роль спроса на знания сквозь призму особенностей современного общества массового потребления, то можно обратить внимание на то, что высокие темпы роста спроса и потребления знания в различных его формах и воплощениях являются необходимым условием высоких темпов развития секторов повышенного спроса на знания.
Второй принцип предполагает формирование фундаментальной опоры на знания в национальном хозяйстве путем их создания для дальнейшего использования и активного потребления. Знания требуют своего производства, поскольку, именно за ним следует процесс потребления. Они неразрывно связаны и взаимозависимы. Производство знаний предполагает формирование эффективной системы образования и профессионального развития. Пропаганда знаний – основа современной социально-экономической политики, ориентированной на построение экономики знаний.
Данные принципиальные основы построения экономики знаний могут быть реализованы только при наличии развитых институтов, обеспечивающих производство, общественное признание, распространение и использование воплощённых в различных формах совокупных знаний, релевантных современным вызовам, возможно становление когнитивной экономики.
Помимо базовых принципов, в основе построения экономики знаний лежит ориентация на формирование системы институтов, различных институциональных форм, которые обеспечат реализацию активного производства и активного потребления знаний. Кроме того, экономика знаний может быть сформирована только в условиях гармонизации теоретического образования и практической отработки теоретических знаний в реальной деятельности, формирования информационного обеспечения различных видов деятельности и технологий сбора и обработки информации, формирование конкурентной среды в национальном хозяйстве.
Экономика знаний требует воспитание «нового человека». Он должен быть наделен навыками быстрой адаптации к меняющимся условиям среды, саморазвития и самосовершенствования своих знаний и навыков, гибкости реагирования на различные обновления и высоким уровнем творческой ориентации деятельности.