Справочник от Автор24
Нужна помощь?
Найдем эксперта за 5 минут
Подобрать эксперта
+2

Теоретические основы формирования национальной модели экономики знаний

Экономика знаний и ее характерные черты

Определение 1

Экономика знаний - это экономика, развитие которой опирается на интеллектуальный капитал.

Она является составным компонентом постиндустриального общества и является следствием инновационного развития.

Развитие экономики знаний предполагает рост качества человеческого капитала, предотвращение его утечки и стимулирование развития.

Знания изменяют и экономику, и технологии, и человека, и социум.

Признаком экономики знаний является производство знания с использованием соответствующих факторов, где ключевую роль играет интеллектуальный капитал субъекта.

Основными характеристиками экономики знаний выступают:

  1. Институциональная структура. Институциональная структура основывается на создании определенных стимулов экономического характера и институциональной природы, поддерживающих масштабное распространение и эффективное применение локальных и глобальных знаний во всех сферах экономической жизни общества, способствующих развитию предпринимательства, а также поддерживающих экономические и социальные преобразования, порождаемые революцией знаний.
  2. Инновационная система. Только в условиях инновационного развития общества вообще актуально формирование экономики знаний. На знаниях базируются научные работки и инновационные процессы.
  3. Высокий уровень образования и рост значимости образовательной системы. Образование ориентируется на подготовку специалистов нового уровня – инновационной ориентации. Знания требуют качественного обучения и высокого уровня подготовки специалистов образовательной сферы. Знания формируются в результате плодотворной работы конкретного индивида и учреждений образования, от которых требуется изменение ориентиров деятельности. В настоящее время работа учреждений образования опирается на новые стандарты, требующие формирование у учащихся определенных компетенций по мере прохождения конкретного этапа обучения. Ценность квалифицированного труда и высокий уровень образованности, профессиональной подготовки возрастает в экономике знаний.
  4. Информационная инфраструктура. Она представляет собой информационное обеспечение различных видов деятельности. В современной экономике каждый индивид должен ориентироваться в огромном объеме информации. Обладать навыками ее структурирования, обобщения и систематизации.
  5. Высокий уровень занятости населения в сфере научной деятельности: научное проектирование, исследование, экспериментирование и т. д.
  6. Рост производительности труда за счет роста квалификации кадрового состава и его инновационных ориентиров деятельности.

Составным компонентом рассматриваемой экономике являются знания. На них строятся социально-экономические отношения, от них зависит развитие конкретного общества и раскрытие его потенциала.

Знания – это нематериальный актив, который характеризуется отсутствием вещественной формы и сохранностью при передаче, практическом применении.

Знания не подлежат износу и могут быть расширены и более продуктивно использованы. В этом и состоит значение экономики знаний, к развитию которой стремятся все государства в современных условиях хозяйствования.

Принципиальные основы построения экономики знаний

Чтобы сформировать экономику знаний в системе национального хозяйства требуется пересмотр принципиальных основ экономической деятельности, экономического регулирования и контроля.

В основу создания национальной модели экономики знаний должны быть положены следующие принципы:

  1. Принцип активно-потребительского начала.
  2. Принцип активно-производственного начала.

Первый принцип предполагает развитие спроса на знания в системе национального хозяйства и их активное применение в различных процессах и направлениях деятельности.

«Теоретические основы формирования национальной модели экономики знаний» 👇
Помощь автора по теме работы
Найти автора

Если оценить роль спроса на знания сквозь призму особенностей современного общества массового потребления, то можно обратить внимание на то, что высокие темпы роста спроса и потребления знания в различных его формах и воплощениях являются необходимым условием высоких темпов развития секторов повышенного спроса на знания.

Второй принцип предполагает формирование фундаментальной опоры на знания в национальном хозяйстве путем их создания для дальнейшего использования и активного потребления. Знания требуют своего производства, поскольку, именно за ним следует процесс потребления. Они неразрывно связаны и взаимозависимы. Производство знаний предполагает формирование эффективной системы образования и профессионального развития. Пропаганда знаний – основа современной социально-экономической политики, ориентированной на построение экономики знаний.

Данные принципиальные основы построения экономики знаний могут быть реализованы только при наличии развитых институтов, обеспечивающих производство, общественное признание, распространение и использование воплощённых в различных формах совокупных знаний, релевантных современным вызовам, возможно становление когнитивной экономики.

Помимо базовых принципов, в основе построения экономики знаний лежит ориентация на формирование системы институтов, различных институциональных форм, которые обеспечат реализацию активного производства и активного потребления знаний. Кроме того, экономика знаний может быть сформирована только в условиях гармонизации теоретического образования и практической отработки теоретических знаний в реальной деятельности, формирования информационного обеспечения различных видов деятельности и технологий сбора и обработки информации, формирование конкурентной среды в национальном хозяйстве.

Экономика знаний требует воспитание «нового человека». Он должен быть наделен навыками быстрой адаптации к меняющимся условиям среды, саморазвития и самосовершенствования своих знаний и навыков, гибкости реагирования на различные обновления и высоким уровнем творческой ориентации деятельности.

Дата написания статьи: 18.03.2023