Технологический аудит – это процесс проверки технологических процессов, методов, приемов и процедур, используемых в организации, с целью оценки их производительности и эффективности.
Данный аудит проводится и на стадии разработки инновационного проекта, позволяя оценить технический потенциал проекта, возможности его осуществления, технические параметры и их обоснованность. Интересно, что данный аудит применяется именно при составлении планов и прогнозов развития хозяйствующего субъекта. Технологический аудит касается перспектив хозяйственной деятельности. Он позволяет оценить инновационную технологию и перспективы ее вывода на рынок.
Цели проведения технологического аудита
Определение целей проведения технологического аудита зависит от конкретного пути инновационного развития хозяйствующего субъекта и его общих стратегических ориентиров деятельности.
Целевые ориентиры варьируются и исходя из выбранной стратегии извлечения прибыли хозяйствующим субъектом. Если компания выбирает путь технологического развития, планирует получать и максимизировать прибыль за счет инновационных разработок, то в хозяйственный оборот вводится портфель прав на объекты интеллектуальной собственности. Формирование, присвоение и закрепление прав осуществляются собственником в двух целях:
- Реализация эффективной стратегии борьбы с конкурентами через вывод на рынок инновационных продуктов или внедрение новых технологий, обеспечивающих снижение себестоимости, рост производительности труда и т. д.
- Включение в процесс трансфера технологий, что обеспечивается посредством передачи прав на использование разработанных технологий другим субъектам рынка. Их может быть множество. Передача прав на применение объектов интеллектуальной собственности в разных сферах деятельности иными лицами может осуществляться многократно.
Если технологический аудит проводится в отношении хозяйствующего субъекта, который планирует применять технологии в собственном производстве и развиваться с помощью них, то его целевыми ориентирами являются:
- Выявление потребности хозяйствующего субъекта в технологическом развитии.
- Выявление наличия технологий, которые обеспечат реализацию того или иного бизнес-плана.
- Оценка возможностей эффективного использования технологий конкретным хозяйствующим субъектом.
- Оценка возможностей экономического роста и максимизации прибыли за счет использования определенных технологий.
Целевыми ориентирами технологического аудита хозяйствующих субъектов, коммерческая стратегия которых состоит в извлечении дохода путем возмездной уступки прав на использование новых технических решений в составе технологии, являются:
- Оценка практического применения технических решений.
- Оценка возможности создания нового бизнеса за счет использования конкретной технологии.
- Определение возможности хозяйствующего субъекта в проведении маркетинговых исследований и продвижении технологии на рынок.
В общем виде все целевые ориентиры технологического аудита организации можно представить следующим образом:
- Определение коммерческого потенциала технологии и выбор тех, у которых он наиболее высок.
- Определение путей и способов коммерциализации технологий.
- Определение перечня услуг, которые может оказывать организация, продуктов, которые она может создавать за счет внедрения той или иной технологии.
Методика проведения технологического аудита
Проведение технологического аудита, как и любого аудита, реализуется на основании составления плана проверки. Он представляет собой программу, в которой отражены все контрольные мероприятия и их целевые ориентиры.
Проведение данного вида аудита предполагает привлечение внешних экспертов и консультантов. Это является добровольной процедурой. Аудит может осуществляться только по решению управленцев компании.
Основными этапами технологического аудита являются:
- Подготовительный этап. На данном этапе реализуется подготовка сотрудников организации к проверке, определение целей аудита и методов его проведения. Сотрудникам требуется понимание того, как руководство смотрит на развитие компании, как оно оценивает текущую ситуацию и перспективы развития событий, как краткосрочные, так и долгосрочные. Процесс подготовки компании и организации включает в себя также подготовку опросных анкет и форм, подготовку и инструктаж персонала, который будет проводить сбор данных.
- Этап сбора информации. На данном этапе производится сбор всех необходимых данных, требуемых для оценки технологических параметров. Реализуется проведение интервью, формируются анкеты.
- Этап анализа полученных данных. Он предполагает определение угроз и перспектив развития, возможностей и отрицательных факторов воздействия на деятельность компании и ее технологическое развитие.
- Этап инвентаризации технологий. Он ориентирован на выявление технологических активов, которые не были учтены, на создание которых потрачены средства. Зачастую, возникают ситуации утраты контроля организации за своими технологиями в силу неверности оформления прав на них. Потому, требуется оценить наличие таких технологий и сделать соответствующие выводы.
- Этап подведения итогов и составления отчета. Он предполагает отражение данных проверки с отражением применяемых методов сбора информации, описание методов и результатов анализа и выработанных предложений с ранжированием по важности и срочности действий, а также по порядку реализации этих действий.
- Этап представления отчета. В его ходе происходит формирование представления о техническом потенциале организации, ее возможностях развития, коммерциализации деятельности и дается оценка рисков внедрения конкретной программы инновационного развития.