Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Сущность стратегического контроллинга

Определение 1

Стратегический контроллинг – это система информационного обеспечения принимаемых управленческих решений, составляющих основу стратегического планирования и прогнозирования.

Стратегический контроллинг обеспечивает не только информацией менеджеров в ходе стратегического планирования, но и обеспечивает тщательный контроль исполнения стратегических планов, координацию функций стратегического анализа, целеполагания, внесение поправок в стратегии по ходу их реализации, а также обеспечивает развитие системы стратегического информационного обеспечения и поддержание стабильности ее функционирования.

Функциональная роль и направления системы стратегического контроллинга

Основными функциями стратегического контроллинга являются:

  1. Проведение анализа успешности реализации корпоративной стратегии и эффективности существующей системы стратегического планирования.
  2. Информационное обеспечение стратегического менеджмента.
  3. Обеспечение мониторинга стратегических индикаторов и других основных показателей внешней и внутренней среды хозяйствующего субъекта.
  4. Проведение детализированного анализа, лежащего в основе стратегического планирования и прогнозирования, затрагивающего показатели внешней и внутренней среды.
  5. Фиксирование стратегических позиций хозяйствующего субъекта.
  6. Постановка рациональных стратегических целей деятельности и развития хозяйствующего субъекта.
  7. Определение факторов, влияющих на достижение целевых показателей деятельности организации.

Практическое распределение функций стратегического контроля зависит от принятой организационной структуры в конкретной организации. Требуется создание специализированного информационного подразделения, которое занимается информационным поиском, сбором, анализом информационных данных.

«Сущность стратегического контроллинга» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Стоит отметить, что эффективность реализации стратегического контроллинга зависит от соблюдения требований, которые предъявляются к информации, лежащей в основе принимаемых стратегических решений, построения стратегических планов и прогнозов. Таковыми являются:

  1. Своевременное информационное обеспечение хозяйствующего субъекта, его отдельных процессов, подразделений, сотрудников. Это способствует своевременному внесению поправок в стратегии.
  2. Отражение тех данных всей информационной совокупностью, которые адекватно характеризуют состояние контролируемых процессов.
  3. Фиксирование точного времени получения информации в целях обеспечения деятельности актуальными данными.

В целях выполнения этих требований в организации может разрабатываться и реализовываться та или иная технология сбора и обработки информации, регламентирующая процессы установления контролируемых показателей, создания и функционирования системы измерения и отслеживания параметров, сравнения и оценки результатов контроля и проведения корректировки по результатам стратегического контроля.

Объекты стратегического контроллинга

Целевыми ориентирами системы стратегического контроллинга и его отдельных компонентов является формирование информации о наиболее актуальных на текущей временной период направлениях развития, которые требуют своего заложения в разработку стратегических планов и прогнозов. Кроме того, контроллинг позволяет причинно-следственные связи при сопоставлении данных о расходах, ценах, показателях спроса, объемах выпуска, маркетинговой стратегии конкурентов. Контроллинг применяется и при планировании показателей расходов и прибыли, разработке путей их оптимизации и управлению любыми отклонениями в фактических показателей реализации соотношения: затраты-прибыль.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что объектами стратегического контроллинга выступают следующие показатели:

  • расходы организации. Они являются важным направлением стратегического планирования, поскольку, каждая организация ориентируется на снижение их величины, как в натуральном, так и в денежном выражении;
  • цены организации. Ценовая политика – важное направление стратегического планирования. От эффективности установления цен зависит окупаемость затрат, получение прибыли хозяйствующим субъектом. При этом, ценовая политика имеет связь с конкурентами;
  • динамика спроса. Оценивается его стабильность, уровень и т.д.;
  • показатели финансовой эффективности деятельности. Здесь, рассчитывается финансовая устойчивость, платежеспособность, ликвидность, рентабельность, коэффициенты оборачиваемости и деловой активности;
  • показатели производительности. Они рассматриваются по предприятию в целом и по его отдельным подразделениям, отделам, сотрудникам.

Этапы реализации стратегического контроллинга

Стратегический контроллинг осуществляется, как в отношении всего хозяйствующего субъекта т.е. обеспечивает информацией систему его стратегического планирования, так и в отношении его отдельных отделов, подразделений.

Стратегический контроллинг проводится в течение следующих основных этапов:

  1. Стратегический анализ. Он ориентирован на определение целевых ориентиров деятельности, оценку рисков, возможностей и угроз деятельности, анализ внешнего окружения, конкурентной среды организации, ресурсного обеспечения деятельности, выявления сильных и слабых сторон, эффективности отдельных компонентов внутреннего устройства.
  2. Стратегический выбор. Он осуществляется на базе стратегического анализа и представляет собой принятие управленческих решений в отношении организации деятельности, направлений развития и определения ожидаемых показателей эффективности, которых можно достичь. Иными словами происходит разработка стратегии хозяйствующего субъекта.
  3. Реализация стратегии. На данном этапе осуществляется практическое воплощение стратегических ориентиров развития. Проводится расчет показателей эффективности деятельности по ходу реализации стратегии в целях своевременного внесения в нее коррективов. Также, реализуется отслеживание показателей на этапах жизненного цикла конкурентного преимущества предприятия. К этапу ускорения роста финансовые показатели и показатели ликвидности требует достижения стабильного состояния.
  4. Оценка и контроль. Данный этап связан с проведением контрольных процедур в отношении реализации стратегии.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 29.11.2022
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot