Стратегический контроллинг – это система информационного обеспечения принимаемых управленческих решений, составляющих основу стратегического планирования и прогнозирования.
Стратегический контроллинг обеспечивает не только информацией менеджеров в ходе стратегического планирования, но и обеспечивает тщательный контроль исполнения стратегических планов, координацию функций стратегического анализа, целеполагания, внесение поправок в стратегии по ходу их реализации, а также обеспечивает развитие системы стратегического информационного обеспечения и поддержание стабильности ее функционирования.
Функциональная роль и направления системы стратегического контроллинга
Основными функциями стратегического контроллинга являются:
- Проведение анализа успешности реализации корпоративной стратегии и эффективности существующей системы стратегического планирования.
- Информационное обеспечение стратегического менеджмента.
- Обеспечение мониторинга стратегических индикаторов и других основных показателей внешней и внутренней среды хозяйствующего субъекта.
- Проведение детализированного анализа, лежащего в основе стратегического планирования и прогнозирования, затрагивающего показатели внешней и внутренней среды.
- Фиксирование стратегических позиций хозяйствующего субъекта.
- Постановка рациональных стратегических целей деятельности и развития хозяйствующего субъекта.
- Определение факторов, влияющих на достижение целевых показателей деятельности организации.
Практическое распределение функций стратегического контроля зависит от принятой организационной структуры в конкретной организации. Требуется создание специализированного информационного подразделения, которое занимается информационным поиском, сбором, анализом информационных данных.
Стоит отметить, что эффективность реализации стратегического контроллинга зависит от соблюдения требований, которые предъявляются к информации, лежащей в основе принимаемых стратегических решений, построения стратегических планов и прогнозов. Таковыми являются:
- Своевременное информационное обеспечение хозяйствующего субъекта, его отдельных процессов, подразделений, сотрудников. Это способствует своевременному внесению поправок в стратегии.
- Отражение тех данных всей информационной совокупностью, которые адекватно характеризуют состояние контролируемых процессов.
- Фиксирование точного времени получения информации в целях обеспечения деятельности актуальными данными.
В целях выполнения этих требований в организации может разрабатываться и реализовываться та или иная технология сбора и обработки информации, регламентирующая процессы установления контролируемых показателей, создания и функционирования системы измерения и отслеживания параметров, сравнения и оценки результатов контроля и проведения корректировки по результатам стратегического контроля.
Объекты стратегического контроллинга
Целевыми ориентирами системы стратегического контроллинга и его отдельных компонентов является формирование информации о наиболее актуальных на текущей временной период направлениях развития, которые требуют своего заложения в разработку стратегических планов и прогнозов. Кроме того, контроллинг позволяет причинно-следственные связи при сопоставлении данных о расходах, ценах, показателях спроса, объемах выпуска, маркетинговой стратегии конкурентов. Контроллинг применяется и при планировании показателей расходов и прибыли, разработке путей их оптимизации и управлению любыми отклонениями в фактических показателей реализации соотношения: затраты-прибыль.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что объектами стратегического контроллинга выступают следующие показатели:
- расходы организации. Они являются важным направлением стратегического планирования, поскольку, каждая организация ориентируется на снижение их величины, как в натуральном, так и в денежном выражении;
- цены организации. Ценовая политика – важное направление стратегического планирования. От эффективности установления цен зависит окупаемость затрат, получение прибыли хозяйствующим субъектом. При этом, ценовая политика имеет связь с конкурентами;
- динамика спроса. Оценивается его стабильность, уровень и т.д.;
- показатели финансовой эффективности деятельности. Здесь, рассчитывается финансовая устойчивость, платежеспособность, ликвидность, рентабельность, коэффициенты оборачиваемости и деловой активности;
- показатели производительности. Они рассматриваются по предприятию в целом и по его отдельным подразделениям, отделам, сотрудникам.
Этапы реализации стратегического контроллинга
Стратегический контроллинг осуществляется, как в отношении всего хозяйствующего субъекта т.е. обеспечивает информацией систему его стратегического планирования, так и в отношении его отдельных отделов, подразделений.
Стратегический контроллинг проводится в течение следующих основных этапов:
- Стратегический анализ. Он ориентирован на определение целевых ориентиров деятельности, оценку рисков, возможностей и угроз деятельности, анализ внешнего окружения, конкурентной среды организации, ресурсного обеспечения деятельности, выявления сильных и слабых сторон, эффективности отдельных компонентов внутреннего устройства.
- Стратегический выбор. Он осуществляется на базе стратегического анализа и представляет собой принятие управленческих решений в отношении организации деятельности, направлений развития и определения ожидаемых показателей эффективности, которых можно достичь. Иными словами происходит разработка стратегии хозяйствующего субъекта.
- Реализация стратегии. На данном этапе осуществляется практическое воплощение стратегических ориентиров развития. Проводится расчет показателей эффективности деятельности по ходу реализации стратегии в целях своевременного внесения в нее коррективов. Также, реализуется отслеживание показателей на этапах жизненного цикла конкурентного преимущества предприятия. К этапу ускорения роста финансовые показатели и показатели ликвидности требует достижения стабильного состояния.
- Оценка и контроль. Данный этап связан с проведением контрольных процедур в отношении реализации стратегии.