Инновационный процесс – это процесс преобразования интеллектуальной работы, научного знания и идей в готовый продукт, услугу, технологию, ориентированную на повышение эффективности деятельности в той или иной сфере.
Инновационный процесс представляет собой определенную последовательность операций, форм и методов организации инновационных разработок, результатом которого является создание нового продукта, услуги, технологии, наделенных уникальными свойствами и функционалом.
Инновационный процесс опирается на определенные принципы и закономерности организации, а, также, включает в свой состав стандартный перечень компонентов, которые взаимосвязаны, взаимодействуют, обеспечивая продуктивность прохождения всех стадий инновационной деятельности.
Структура инновационного процесса
В состав инновационного процесса входят следующие компоненты:
- Инициация инновации.
- Маркетинг инновации.
- Производство инновации.
- Реализация инновации.
- Продвижение инновации.
- Оценка эффективности инновации.
- Диффузия инновации.
На стадии инициации происходит зарождение инновационной идеи, согласно поставленным целевым ориентирам инновационного развития. Инициация – это деятельность, состоящая в выборе цели инновации, формулировке задачи, выполняемой инновацией, поиске идеи инновации, ее технико-экономическом обосновании и в материализации идеи.
Инициация не только является отправной точкой инновационного процесса, но и основой для дальнейшего нормального хода протекания самого инновационного процесса.
Инициация – это деятельность по постановке целевых ориентиров, определения задач инновационного процесса, формирования программы инновационного развития на определенную перспективу.
Она включает и технико-экономическое обоснование инновационной деятельности. Она составляет фундамент инновационного процесса и определяет дальнейшие перспективы его реализации.
Когда уже выдвинута идея, определены целевые ориентиры инновационной деятельности и обоснована ее перспективность реализуется анализ рынка, на который планируется вывод результатов инновационного процесса. Исследуются показатели перспективного спроса, инновационная деятельность конкурентов, оцениваются интересы и потребности потенциальных клиентов и пути обеспечения их заинтересованности в новом продукте, услуге. Происходит определение актуального объема выпуска инновационного продукта, определяются потребительские свойства и товарные характеристики, которые следует придать инновации.
После проведения рыночных исследований формируется план выпуска инновационной продукции.
На этапе выпуска инновации реализуются:
- Определение основ организации производственной деятельности.
- Определение методологии производственной деятельности и стандартов ее осуществления.
- Технологическое снабжение производственных процессов.
- Формирование необходимых мощностей по производству новых товаров.
- Кадровое снабжение деятельности.
- Создание новых производственных подразделений.
- Определение методов перехода производственных подразделений на выпуск новой продукции, а также графиков перехода основных производственных подразделений на выпуск новой продукции, формирование системы взаимодействий подразделений в процессах запуска и производства новой продукции.
Как правило, первоначально осуществляется тестовый выпуск инновационного продукта. После выпуска оценивается соответствие продукции утвержденным показателям, стандартам. Заданные объемы производства достигаются постепенно. По ходу производственного процесс обязательно проводятся тестовые испытания.
Далее происходит вывод инновационного продукта на рынок. Первоначально выводится тестовый объем, позволяющий оценить спрос на продукцию и определить эффективные методы ее продвижения. Выбор методов продвижения является ответственной задачей, поскольку, от их эффективности зависит стабилизация оборотов продаж нового продукта и дальнейшее наращивание объемов производства и реализации.
Результаты реализации инновации и затраты на ее продвижение подвергаются статистической обработке и анализу, на основании чего рассчитывается экономическая эффективность инновации. Она предполагает сопоставление затрат с полученными доходами. Если доходы превышают затраты, то инновационный процесс можно характеризовать как эффективный.
Эффективные результаты инновационного процесса подлежат дальнейшему распространению – диффузии. Реализуется выход на новые рынки, расширение аудитории потребителей.
Закономерности инновационного процесса
Инновационный процесс предполагает соблюдение определенных закономерностей его осуществления. К ним относятся:
- Закономерность динамического равновесия. Требуется сохранение баланса рыночной системы при разработке инновационных продуктов. Новшества приводят к нарушению равновесного состояния. Изменения в одной сфере требует сохранения традиционных основ функционирования иных областей.
- Закономерность взаимоадаптации новшества и среды. Любое нововведение должны быть актуальным для использования в конкретных средовых условиях.
- Закономерность первенства продуктовых нововведений по сравнению с обеспечивающими. Выпуск инновационной продукции требует обновления производственных подходов, основ организации производственной деятельности, модернизации имеющегося оборудования и технологий.
- Закономерность усложнения организационных структур. Любое новшество обуславливает определенные изменения, преобразования, реструктуризацию различных процессов и сфер деятельности. Вторичные нововведения, осуществляемые за счет первичных результатов инновационного процесса, зачастую, обеспечивают принесение большего эффекта, повышая значимость того или иного новшества.
- Закономерность изменения инновационного эффекта. Эффекты инновационных процессов постепенно меняются. На стадии пробного выпуска данные эффекты являются наиболее преобладающими.
- Закономерность потенциальной регрессии. Если компания потерпела неудачу при выпуске одной инновации, то дальнейшие проекты будут приняты с недоверием, что снижает их эффективность и, даже, приводит к краху.
- Закономерность комплексности инновационного процесса. Инновационные процесс будет более продуктивным, если имеет комплексный охват: обновление производственных процессов, системы оценки и контроля, маркетинговых стратегий и др.
- Закономерность социального дискомфорта. Реализация инновационной деятельности опирается на необходимость преодоления определенного вида дискомфортных состояний в обществе.