Университет «три-ноль» - это новое направление организации образовательной деятельности высших учебных заведений, предполагающее добавление к традиционным миссиям вузов - образовательной и научно-исследовательской еще и деятельности по коммерциализации знаний и технологий.
Таким образом, создание университетов «три –ноль» ориентировано на решение проблемы коммерциализации технологий в целях формирования инновационной экономической среды в обществе.
Университеты «третьего поколения» формируют предпринимательские экосистемы, перспективные технологические рынки и обеспечивают глобальную конкурентоспособность отечественной экономики. Данная концепция образовательной деятельности имеет практику применения в странах Европы и США. Она характеризуется положительными результатами и может быть опробована в отечественной хозяйственной практике.
Основные положения концепции Университет «три-ноль»
Функциональна роль университета «три-ноль» сводится к:
- управлению правами интеллектуальной собственности;
- формированию предпринимательской экосистемы;
- построению перспективных технологических рынков, обеспечивающих конкурентоспособность страны на международной арене и интеграцию в мировое технологическое сообщество.
В этой связи формирование таких университетов составляет основу текущего инновационного развития экономики государства.
В основе концепции Университет 3.0 лежат исследования Й. Виссема, профессора предпринимательства и инноваций Дельфтского технологического университета (Нидерланды). Им была сформирована данная концепция образовательной деятельности, обеспечивающая интеграцию науки, образования и хозяйственной практики деятельности. Технологическое развитие реализуется в широких масштабах за счет подключения системы образования к данному процессу.
Реализация концепции Университет «три-ноль» базируется на следующих основополагающих аспектах:
- формирование интеграции теоретических и прикладных научных исследований, поскольку, ведущие университеты мира всё более остро нуждаются в альтернативных государственным источниках финансирования и поэтому заинтересованы во взаимодействии с различными компаниями, бизнес-сферой;
- переход от монодисциплинарных к междисциплинарным научным исследованиям. Современные исследования затрагивают все аспекты теории и практики разных сфер и областей;
- обеспечение конкурентных преимуществ при придании университету кода «три-ноль». Он получает признание и возможности привлечения квалифицированных специалистов, лучших студентов, лидерские позиции по разработкам и практическому внедрению ноу-хау;
- стремление университетов извлекать новые выгоды из создаваемых ими знаний, повышение их роли в реализации государственной инновационной политики, ориентации на экономический рост и развитие;
- необходимость обеспечения экономической эффективности деятельности университетов в новых усложняющихся условиях;
- проведение экспериментов в системе образования, касающихся направлений массового и элитарного обучения.
Вузы, деятельность которых основана на данной концепции, находят активное применение в образовательной практики США, Великобритании и Китая. Ряд Европейских стран предпринимают попытки осуществления данной концепции.
Университеты 3.0 объединяют потоки человеческого и финансового капитала, становятся системными интеграторами основных процессов технологического предпринимательства внутри экосистем инноваций, создают межуниверситетские сети, хабы и нетворки для обмена технологическими компетенциями. Они обеспечивают не только процессы разработки технологий, но их коммерциализацию, что составляет основу инновационного развития отдельного государства и мирового сообщества в целом.
Перспективы реализации концепции Университет «три-ноль» в РФ
Система образования РФ продолжает опираться на структуру, сложившуюся в эпоху СССР. Ведущим органом регулирования и контроля ее функционирования является государство. Это касается и финансирования. Поскольку, финансовые возможности бюджетов ограничены, то и перспективы развития российских вузов в сфере технологического прорыва не являются радужными. Российские университеты значительно отстают от мировых лидеров в области высшего образования, которые, как уже отмечалось, сами давно стали «законодателями мод» в области компетенций и формирования рыночных трендов.
В своих стратегических ориентирах инновационного развития, Россия уделяет особое внимание системе высшего образования, признавая в качестве ведущих ориентиров ее развития, формирование ориентации на проведение научных исследований и разработок, углубление кооперации вузов с компаниями реального сектора экономики и ориентация разработок на их актуальные потребности.
На сегодняшний день, существующая в стране инновационная система характеризуется имитационным характером. Значительная часть российских вузов соответствует модели Университета 1.0, то есть выполняет лишь образовательную миссию. Имеются некоторые учреждения, которые реализуют исследовательскую деятельность, но не осуществляют коммерциализацию результатов данных исследований. Университетов, функционирующих по концепции «три-ноль» в настоящее время не имеется в национальной системе образования.
В настоящее время Россия ориентируется на внедрение в свою научно-исследовательскую практику вузов, функционирующих по концепции «три-ноль». Однако, это требует решения ряда проблем, которые создают преграды на пути инновационного развития страны:
- отсутствие активного спроса на инновации в реальном секторе экономики;
- отсутствие эффективного и действующего механизма взаимодействия между потребителями и поставщиками инноваций, что чревато утечкой интеллектуальной собственности, интеллектуального капитала из страны;
- острая нехватка учёных и специалистов, ориентированных на проведение междисциплинарных исследований и осуществление наукоемких разработок;
- отсутствие в стране возможности удовлетворить спрос на принципиально новые области знаний и профессий, что также провоцирует отток из одаренных специалистов;
- несоответствие российской законодательной базы ориентирам развития научно-технической сферы;
- низкий уровень законодательной защиты интеллектуальной собственности;
- высокий уровень нагрузки преподавательской деятельности в российских вузах, препятствующий проявлению научной активности и инициативы в сфере научных разработок.