Генерирование идей
Генерирование идей – это процесс поиска различных вариантов решения поставленной задачи с использованием творческого видения проблемы.
Генерирование идей опирается на совершение множества ошибок. Прежде, чем удастся отыскать верный вариант решения поставленной задачи, может быть совершено множество проб и ошибок, который дают опыт и позволяют утвердиться в верности и актуальности принимаемого итогового решения.
Конечно, принятие решений может базироваться лишь на испытании актуальных вариантов деятельности, совершении ряда проб и ошибок. Но такой подход не даст эффективных итоговых результатов, тем белее, в современных условиях хозяйствования.
Идея, выступает основой построения бизнес-процессов, а разработка идей по ходу функционирования хозяйствующего субъекта - основа роста и развития деятельности, укрепления финансового положения и достижения стабильных параметров развития.
Процесс генерирования идей в рамках бизнес-процессов, предполагает выдвижение идей, характеризующееся следующими аспектами:
- исключительность идеи. Идея должна быть новой и интересной для ее дальнейшего развития и практического воплощения;
- соответствие финансовым возможностям. Идея должна иметь возможность реального воплощения. Это требует ее соответствия ресурсному обеспечению и условиям функционирования хозяйствующего субъекта;
- компетентность специалистов. Реализация идей требует наличия квалифицированных специалистов в данной области. Потому, при выдвижении идей и принятии решения об их дальнейшем развитии требуется учитывать профессионализм кадрового состава и его потенциал;
- показатели рыночной конъюнктуры. Здесь, предполагается учет показателей спроса и предложения, их соотношения, оценка ценовой сегментации, деятельности конкурентов и собственных возможностей. Также, оценивается емкость рынка или отдельной ниши и перспективы ее дальнейшего развития.
- анализ деятельности конкурентов, оценка конкурентной среды. Требуется проведение анализа деятельности конкурентов и эффективности этой деятельности, оценка сильных и слабых сторон их функционирования, вариантов продвижения продукции для получения конкурентных преимуществ.
Таким образом, процесс генерирования идей опирается на выдвижение идей, характеризующееся вышеперечисленными аспектами. Такие идеи снижают риски отрицательных последствий практической реализации и максимизируют положительные итоги деятельности.
Синектический метод генерирования идей
Данный метод опирается на поиск различных аналогий при исследовании того или иного вопроса, той или иной проблемы. По сути, данный метод исключает только рациональный подход к решению поставленной задачи. Здесь, требуется активизация творческого начала.
Реализация метода происходит посредством подбора аналогий к слову или сочетанию слов, характеризующих текущую проблему. Если рассматривать бизнес-процессы, то аналогии предполагают анализ текущей рыночной конъюнктуры, рассмотрение деятельности конкурентов и оценку возможностей реализации деятельности подобного вида. Происходит действие по аналогии: мы делаем тоже самое, что и конкурент, но исходя из нашей специфики деятельности, условий хозяйствования и ресурсного обеспечения.
Данный метод предполагает детальное исследование рыночной конъюнктуры и наблюдение за рыночными процессами, деятельностью рыночных объектов, а также изучение информационных данных, публикуемых в СМИ.
Если применять синектический метод генерирования идей в качестве тренингов управленцев или сотрудников иных подразделений предприятия, то происходит построение процесса обсуждения проблемы и поиск аналогий, которые могут быть следующих типов:
- Прямые аналогии. Они отражают самые явные сходные черты у исследуемого объекта и аналогичных.
- Субъективные аналогии. Они предполагают постановку исследователя на место исследуемого объекта и «прочувствование» его, а затем, отражение его параметров и свойств.
- Символические аналогии. Они опираются на применение метафор и дачу необычных определений обыденным объектам, выявление парадоксов и конфликтов в сформированных стереотипах.
- Фантастические аналогии. Такие аналогии отражают возможности наделения исследуемого объекта нереальными свойствами и отсутствие преград физических законов в реализации различных процессов. Данные аналогии ориентированны именно на творческий подход к решению задачи, отключение от реальности и воплощение креативных идей.
Метод прямого и обратного мозгового штурма
Метод прямого мозгового штурма актуален в применении в направлении решения элементарных бизнес-задач. Он позволяет быстро сгенерировать большое количество идей креативной направленности. Реализация данного метода основывается на примерке участниками штурма шляп, которые отражают разнообразные взгляды на ту или иную проблему. Каждому участнику достается шляпа определенного цвета, отражающая необходимость мыслить в том или ином направлении. Например, требуется концентрация внимания на фактах, реальных аспектах деятельности и рационализация предлагаемого решения или же оценка рисков, несения потерь, терпения неудач разного рода и выдвижение идеи в опоре на скептический взгляд ее воплощения.
Что касается метода обратного мозгового штурма, то, здесь, требуется поиск не решения проблемы, а поиск путей образования этой проблемы т.е. что можно сделать, чтобы достичь не нужного эффекта. Это позволяет раскрепостить мозг, сделать процесс мозгового штурма более легким и приятным. Данный метод очень интересен, поскольку, позволяет рассмотреть исследуемый объект всесторонне и более глубоко, особенно, если использовать сначала метод прямого мозгового штурма, а затем обратного, то генерирование идей может быть реализовано с 90-100 процентной эффективностью. Идеи, выдвинутые в ходе метода прямого мозгового штурма, как бы переворачиваются и рассматриваются в иной плоскости.