Различия между понятиями «нововведение» и «инновация»
Нововведение – это разрабатываемое или внедряемое новшество, ориентированное на повышение эффективности процессов, их функциональной роли, полезности для потребителей.
Новшества могут разрабатываться на любой стадии жизненного цикла товара. Новшества могут быть покупными или собственной разработки, предназначенными для накопления, продажи или внедрения в производственный процесс выпускаемой фирмой продукций (выполняемой услуги), то есть превращения в форму инновации.
Нововведения являются результатами проведенных научных исследований, прикладных разработок. Тогда как инновация представляет собой итоговый результат внедрения новшества в практическую деятельность.
Таким образом, «нововведение» и «инновация» являются довольно сходными понятиями, но все же не идентичны друг другу. Между ними имеется ряд отличительных черт. К ним относятся:
- Нововведение касается совершения какого-то открытия: выдвижение идеи, ее разработка. Все это подлежит реализации на фундаментальном уровне, тогда как инновация производится на уровне продукта или технологии, что предполагает вывод на рынок новых товаров или услуг, продуктов, наделенных новыми свойствами и функционалом, либо, осуществление производственного процесса новым способом, реализации новых вариантов управления, организации различных процессов. Все это осуществляется на прикладном уровне
- Нововведения не всегда ориентированы на получение конкретного экономического эффекта, поскольку они сопряжены с открытиями. Инновация же направлена на получение конкретной выгоды от использования открытия. Таким образом, нововведение является «бескорыстным» актом, а инновация «корыстным».
- Нововведения реализуются как на индивидуальном уровне, так и могут быть совершены коллективными усилиями. Инновация всегда требует взаимодействия различных специалистов. Ее внедрение реализуется коллективными усилиями.
- Нововведение не всегда носит целенаправленный характер, т. е. открытие может быть совершено случайно, тогда как инновация это всегда целенаправленный процесс проведения разработок и внедрения новшеств в определенную сферу деятельности в целях получения конкретной выгоды.
- Нововведение касается использования новой техники деятельности. Инновация же не всегда сопряжена с новыми технологиями, новыми процессами. Инновация может быть внедрена с применением старых технологий.
Рисунок 1. Взаимосвязь между инновацией, новшеством и нововведением. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, можно сделать вывод о том, что инновация является результатом реализации новшества в определенной сфере и направлении деятельности. она приносит конкретный положительный эффект от ее применения, обеспечивая определенные экономические выгоды.
Инновация представляет собой передачу научных знаний, технических достижений в сферу нужд конкретного потребителя, на которого она ориентируется. Инновация приобретает характер носителя технологии или определенных свойств, которые ранее не были для него характерны. Форма инновации определяется, посредством увязки технологии и конкретной потребности на удовлетворение которой она ориентирована.
Факторы формирования инноваций
Введение понятия «инновация» и ее рассмотрение в качестве ведущего фактора производства и развития предпринимательской деятельности были осуществлены Й. Шумпетером. Он рассматривал инновацию в качестве нового способа сочетания факторов производства, обеспечивающего разработку нового продукта, характеризующегося более высоким уровнем полезности для потребителя и, обеспечивающего принесения дополнительных выгод от его использования.
Инновация обеспечивает принесение новой потребительской ценности продукта, который формируется в ходе проведения фундаментальной исследовательской деятельности.
Согласно Шумпетеру, формирование инноваций в социально-экономической сфере является следствием следующих факторов воздействия:
- Необходимость выигрыша в конкурентной борьбе предпринимателей. Получение конкурентных преимуществ стимулирует расширение производства и снижение его издержек. Это требует поиска новых методов деятельности, разработки новых технологий. Конкуренция составляет основу инновационного роста и развития отдельных компаний.
- Ориентация на снижение предпринимательского риска. Риск – сопутствует хозяйственной деятельности на всех ее стадиях. Он присутствует во всех сферах и направлениях деятельности, но имеет разный уровень. Внедрение инноваций, также, сопряжено с высоким уровнем риска. Однако, успешность инновационной деятельности обеспечивает минимизацию рискованности ее развития и повышения эффективности.
- Необходимость технологического обновления производства. Технологии производства требуют своего регулярного обновления для поддержания его эффективности. Скорость выхода на рынок продукции постоянно возрастает, т. к. требуется оперативно реагировать на потребности общества и удовлетворять их.
- Ориентация предпринимательского сектора на максимизацию прибыли. Получение прибыли - ведущая цель предпринимательской деятельности в условиях рыночной системы хозяйствования. Прирост прибыли выступает ведущим ориентиром развития предпринимательства. Также, возникает такое явление, как получение инновационной сверхприбыли – дополнительного дохода за счет внедрения инноваций и их первичного практического использования. Такая прибыль может быть получена только в отсутствии дальнейшего инновационного развития, поскольку оно требует значительных вложений. Но получение сверхприбыли носит краткосрочный характер – по мере распространения инноваций в конкурентной среде данный вид прибыли сходит на нет.
- Обеспечение защиты инновационных разработок. Защиты стимулирует на создание инноваций, поскольку, гарантирует получение авторского право на изобретения, полезные модели, образцы и иные продукты новаторской деятельности.