Фактор риска как основа формирования инновационной стратегии
Риск – это вероятность неблагоприятного исхода определенных событий, процессов в условиях неопределенности.
Риск сопутствует любой деятельности. Инновационная деятельность характеризуется высоким уровнем риска в силу того, что она осуществляется в условиях неопределенности.
Риск имеет три параметра:
- размер риска;
- вероятность риска;
- степень управляемости риском.
Необходимо проводить общую оценку возможных рисков, анализ типов рисков, их источников, моментов возникновения и разрабатывать меры по минимизации ущерба.
Высокий риск инновационных процессов обусловлен тем, что новшества всегда сопряжены с неопределенностью. Здесь она высока. Точно предсказать насколько эффективно будут внедрены инновации, как их примет потребитель, окажутся ли они востребованными или нет, практически невозможно. Потому, риск невозврата вложенных средств в инновационный проект очень велик. Помимо данного риска в случаях разработки инновационной стратегии могут иметься еще и такие риски, как:
- риск ошибочного выбора инновационного проекта;
- риск неверной оценки платежеспособного спроса на инновационную продукцию;
- риск создания продукта, полноценно не отвечающего проекту в силу отсутствия технологий, нехватки оборудования, квалифицированных специалистов и т. д.;
- риск нехватки финансовых ресурсов на реализацию инновационной деятельности, т.е. несение дополнительных непредвиденных расходов;
- маркетинговые риски текущего снабжения ресурсами и сбыта результатов;
- риск роста конкуренции и расширения конкурентных преимуществ других участников рыночной деятельности.
В этой связи разработка инновационной стратегии должна непременно включать в себя оценку факторов риска, что формирует вероятность не получения плановых показателей, поскольку любой проект, связанный с вложением в несуществующие активы, всегда может оказаться убыточным. Уровень риска инновационной деятельности, также, обусловлен и макроэкономической динамикой, в которой функционирует хозяйствующий субъект. Чем стабильнее макроэкономические показатели, тем меньше вероятность несения потерь по проекту.
При разработке инновационной стратегии требуется проведение комплексной оценки уровня риска. Она включает в себя определение количественных и качественных параметров риска и оценку чувствительности показателей проекта к риску. Здесь, важен учет факторов, которые в той или иной степени влияют на уровень риска. К ним относятся:
- Отраслевое положение. Анализируются экономические параметры конкретной отрасли и перспективы развития.
- Уровень конкуренции и конкурентные позиции конкретного хозяйствующего субъекта.
- Уровень зависимости деятельности компании от потребителей. Чем выше данная зависимость, тем больший риск сопутствует инновационным проектам.
- Местоположение хозяйствующего субъекта по отношению к сырьевым источникам, энергетическим и иным ресурсам.
- Величина оборотных ресурсов.
- Величина собственного капитала.
- Финансовая стабильность функционирования, показатели рентабельности, платежеспособности, ликвидности.
- Прогнозируемый уровень доходности инновационной деятельности.
Разработка инновационных проектов, имеющих высокий уровень риска, возможна только при условии высокого уровня отдачи по данному проекту. Иначе, риск не имеет смысла.
Разработка стратегии инновационного бизнеса
Разработка стратегии начинается с формулировки общей цели организации, которая должна быть понятна внешним пользователям. Представление целевых ориентиров должно опираться на принципы ясности, доступности и краткости. Постановка цели играет важную роль в связях фирмы с внешней средой, рынком, потребителем.
В основе разработки стратегии лежат:
- Связь с основным направлением деятельности хозяйствующего субъекта.
- Взаимодействие с внешним окружением, его принципиальные основы.
- Специфика инновационных процессов, реализуемых в рамках организации.
- Культура организации, ее традиции, рабочий климат.
- Показатели внутренних и внешних преобразований.
- Угрозы, возможности, сильные и слабые стороны.
Стратегические основы инновационной деятельности не являются стабильными параметрами. Они подлежат корректировке по мере изменений, как во внутренних процессах, так и во внешнем окружении.
Таким образом, разработка инновационной стратегии опирается на проведение анализа внутренних возможностей предприятия и оценки внешней среды, перспективности деятельности в конкретных условиях. На базе данных анализа происходит формулирование общей стратегии развития. Она формируется на долгосрочную перспективу. Здесь же, происходит определение вида принимаемой инновационной стратегии. Их разновидности представлены на рисунке ниже.
Рисунок 1. Разновидности инновационных стратегий. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Мы видим, что стратегия инновационного развития может касаться научно-исследовательской деятельности, проведения разработок по разным направлениям или же внедрения и адаптации. Каждый вид стратегии имеет свои особенности. Они касаются проводимых тактических мероприятий. Их выбор зависит от поставленных целей, требующих достижения. Без тактики инновационной деятельности невозможна реализация его стратегических принципов. Все производственные задачи, маркетинговые операции, управленческие процессы, обновление кадровой политики и иные мероприятия, которые проводятся в течение одного отчетного периода, составляют тактику управления в инновационном бизнесе. Тактические мероприятия могут разрабатываться на неделю, месяц, квартал, полугодие и год. По сути, годовые мероприятия детализируются в полугодовые, которые, в свою очередь, распадаются на квартальные, месячные и т. д.
Тактические операции инновационного управления имеют оперативный характер проведения. Это конкретные мероприятия по управлению разработкой, внедрением, производством и коммерциализацией новшеств. В данном случае происходит сосредоточение внимания на кратко- и среднесрочных горизонтах.