Основы процесса разработки инновационного продукта
Инновационный продукт – это продукт, наделенный новыми свойствами, качествами, функционалом, ориентированный на использование в новых условиях деятельности, направлениях производства и т. д.
Разработка инновационного продукта — это процесс поэтапного формирования новшества, начиная от выдвижения идеи нового продукта и, завершая выводом нового продукта на рынок, готового к практическому использованию в той или иной сфере деятельности.
В основе разработки продукта — поэтапный план, который помогает создать и вывести на рынок товар, услугу или сервис.
В основе инновационных разработок лежит, как правило, стремление хозяйствующих субъектов к максимизации прибыли и упрощению деятельности. Косвенными мотивами разработки инноваций выступают:
- повышение конкурентных преимуществ компании;
- расширение предложения и объема рынка, рынков сбыта;
- повышение степени узнаваемости бренда, привлечение внимания новой клиентуры;
- расширение предпринимательской деятельности, масштабирование бизнеса;
- максимизация полезности продукта для потребителя;
- снижение производственных издержек и, соответственно, себестоимости продукции;
- повышение лояльности потребителей к деятельности и продукции компании.
Инновационные продукты разрабатываются на основе организации комплексной работы сотрудников различных подразделений. Она включает работу сотрудников управленческого отдела, которые координируют процесс и контролируют его эффективность, разрабатывают общую стратегию внедрения инноваций и определяют основы работы каждого отдела и отдельных специалистов в направлении ее реализации. Службы научно-технических исследований реализуют опытную, экспериментальную деятельность по проверке инновационных гипотез и реализую непосредственную разработку готового инновационного продукта. Специалисты маркетинга реализуют разработку маркетинговой стратегии по продвижению нового продукта на рынок и привлечения к нему аудитории потребителей. Специалисты дизайна разрабатывают основные параметры внешнего вида продукта, его «визуал». Также, в разработке принимают участие специалисты по тестированию инновационного продукта, специалисты по контролю его качества и безопасности, менеджеры по продажам и аналитики.
Разработка инновационного продукта в компании реализуется практически в реальном времени. Приоритеты расставляются в соответствии с ценностью и допустимыми затратами на ресурсы.
Инновационные продукты являются новшествами, которых на рынке ранее не существовало. Их разработка сопряжена с высоким уровнем затрат и степенью риска. Для их создания необходимы новые технологии, оборудование и материалы.
Эффективность разработки инновационных продуктов сегодня определяется созданием единых комплексов исследований, проводимых в рамках хозяйствующего субъекта.
В основе эффективной разработки инновационного продукта лежит плодотворная работа менеджмента. Она ориентирована на:
- постановку целевых ориентиров инновационных разработок;
- определение сроков реализации инновационного проекта и их детализация по этапам его реализации;
- оценка итогов в виде особых практических целей производства и уменьшение сроков выпуска новой продукции на рынки;
- организация производственной деятельности по выпуску инновационного продукта;
- проведение контрольных мероприятий в отношении разработки и выпуска инновационного продукта.
Этапы разработки инновационного продукта
Разработка инновационного продукта является последовательным процессом, включающим поэтапное осуществление следующих операций:
- Формирование инновационной идеи. Идеи формируется на основании анализа рынка. Он позволяет выявить потребности потребителей и отследить динамику их изменений.
- Проведение исследования выдвинутой идеи. Начинается экспериментальный процесс с целью получения информации о продукте от пользователей.
- Отбор разработанных идей и выбор среди них наиболее подходящей и интересной для реализации.
- Постановка целевых ориентиров инновационной деятельности и выработка концепции производства инновационного продукта. На этом этапе происходит определение возможностей производства инновационного продукта, выяснение степени технологической оснащенности и соответствие новой продукции стратегии развития хозяйствующего субъекта.
- Анализ экономической эффективности производства инновационного продукта и разработка маркетингового плана. Происходит проектирование нового продукта и наделение его необходимыми свойствами, ориентированными на удовлетворение спроса определенной категории потребителей. Здесь же, реализуется расчет сроков окупаемости вложений и составляются прогнозы прибыли. Также, определяется ресурсное обеспечение инновационного проекта и распределяется ответственность специалистов за его реализацию на различных стадиях. Составляется план вывода инновационного продукта на рынок и стратегия его эффективного продвижения.
- Создание инновационного продукта. На данном этапе реализуется непосредственное создание новации.
- Тестирование инновационного продукта. Осуществляется проверка функциональности и качества продукта, вариантов его практического применения, а также рыночного спроса на него.
- Маркетинговое исследование инновационного продукта. По сути, на данном этапе реализуется окончательное принятие маркетинговой стратегии, разрабатываются мероприятия по продвижению продукта, определяются каналы продаж, рынки сбыта и т. д., реализуется освоение различных каналов продвижения: SEO, контекстная и таргетированная реклама, контент-маркетинг, CRM-маркетинг и так далее. Специалисты работают над узнаваемостью и имиджем бренда, чтобы выход продукта на рынок был максимально эффективным.