Психологические аспекты внедрения инноваций
Рассмотрение инновационного процесса с точки зрения психологических аспектов его реализации предполагает определение основных психологических факторов каждого этапа процесса нововведений. Рассмотрим их более подробно:
- Инициация инновации. Она может быть вызвана и внешним или внутренним давлением, и внутренним побуждением, т. е. может отражать внутренние и внешние факторы. Успешность введения инновации с психологической точки зрения на данном этапе определяется определением потребностей в новшествах и реальностью их востребованности.
- Утверждение инновационных обновлений. На данном этапе проводится работа по выявлению психологической готовности к внедрению определенного новшества.
- Создание нововведения. Это этап подготовки точного проекта, расчета возможных объективных и субъективных последствий, юридической и экономической проработки нововведения. Среди психологических факторов можно выделить формирование среды, ориентированной на прохождение благоприятной адаптации к инновациям.
- Подготовка объекта к нововведению. Здесь имеет значение настроить коллектив сотрудников или иных лиц, которых коснуться новшества, к положительному их восприятию. Руководитель-инноватор выступает в этом процессе в роли психолога, деятельность которого ориентирована на развитие энтузиазма, усиление мотивации к инновациям. Происходит формирование убежденности большинства сотрудников организации в необходимости новшеств, их актуальности и формирование готовности к ним.
- Внедрение инновации. Внедрение осуществляется различными способами. Это может быть единовременное полное внедрение новшества или постепенное внедрение обновления в деятельность. В любом случае важен учет психологических установок персонала. Производится оптимизация их взглядов путем использования методов группой дискуссии. Они позволяют добиться изменения установок в требуемом направлении. На данном этапе производится и коммуникативное взаимодействие с персоналом. Оно обеспечивает удовлетворение его интереса инновационным процессом, особенно, вопросов перспектив инновационного развития, последствий обновлений конкретного вида.
- Промышленная эксплуатация инновации. Наиболее эффективно можно подготовить к нововведениям небольшой коллектив. Потому, актуально постепенное внедрение обновлений. На этом этапе очень важна следующая психологическая характеристика персонала организации: терпимость к неудачам, вера в возможность преодоления препятствий, возникающих даже на этом, последнем этапе внедрения нововведения.
Психологические препятствия инновационному развитию
Инновационный процесс в различных хозяйствующих субъектах, сферах и областях деятельности, зачастую, сопровождается наличием проблем психологического характера. Она создают препятствия продуктивной реализации инновационной деятельности.
Важным психологическим моментом, способным затормозить инновационный процесс, а в некоторых случаях и вообще остановить его, является неприятие инноваций. Оно отражает нежелание адаптироваться к новому, внедрения перемен любого рода, стремление к традиционному укладу жизни, трудовой деятельности, организации производственных процессов.
Психологические препятствия любым новшествам носят различный уровень свое развития. На каждом этапе обновлений психологические препятствия имеют разный уровень проявления. Соответственно, они оказывают разный «тормозной эффект» инновационному развитию.
Формирование психологической неготовности к новшествам, стремление к избеганию инновационных обновлений со стороны сотрудников организаций, жителей регионов страны, сопряжено с тремя основными группами факторов:
- Экономические факторы.
- Личностные факторы.
- Социальные факторы.
Как правило, экономические факторы являются отражением страха потери части заработка, снижения уровня дохода или необходимостью исполнения трудовых обязательств нового вида, к которым нет навыков, что имеет риск потери рабочего места. Сотрудники не желают перемен только в случаях комфортного ощущения на рабочем месте, удовлетворенности заработной платой, условия трудовой деятельности.
Личностные факторы связаны со страхом невостребованности профессиональных навыков в результате перемен, утратой возможности самореализоваться в профессиональной сфере, а также с отсутствием желания получать новые знания и навыки, тратить на это свое время и силы, страхом интенсификации трудовой деятельности, неопределенности новых условий труда, новой обстановки в трудовой коллективе.
Социальные факторы касаются желания сохранить устойчивые социальные связи в профессиональной сфере, страхом, что новая социальная обстановка приведет к меньшему удовлетворению работой, отсутствием собственной значимой роли в инновационной деятельности и уверенностью невыгодности инноваций для сотрудников, а их выгодой для менеджмента.
Психологические факторы успешного внедрения инноваций
Успех процесса инновационного обновления в определенной области обусловлен следующими психологическими факторами:
- Образовательный уровень работников. Нововведения легче принимаются лицами с более высоким уровнем образования, которые осознанно относятся к необходимости обновлений и проявляются к ним интерес и готовность.
- Информационное осведомленность. Она касается полноты информации в отношении внедряемых новшеств. Это касается их актуальности, перспектив использования, ожидаемого эффекта и рисков.
- Формирование устойчивой мотивации к обновлениям. Она отражает реагирование на поведение и деятельность инициаторов инновационного процесса в виде одобрения данной деятельности и осознания ее практической значимости.
- Формирование положительного субъективного отношения к инновациям. Здесь, рассматривается восприятие процессов изменения должности, заработной платы, режима и организации работы, влияние на здоровье, изменение принципов работы и т. д.