Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Правовое обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности

Научная сфера деятельности, инновационное развитие в РФ находятся в стадии своего становления. При этом активность инновационного развития является очень низкой, что обуславливает необходимость решения ряда проблем в этой области. Одной из них является несовершенство правой базы инновационных процессов.

Анализ федерального законодательства в области инноваций

На сегодняшний день ведущим инструментом государственного регулирования и стимулирования научной, научно-технической и инновационной выступает процесс создания технополисов и технопарков. Они являются территориями, имеющими особый правовой режим деятельности. Создание таких территорий опирается на Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Стоит отметить, что данный закон не учитывает:

  • особенностей формирования и порядка размещения производительных сил на территории страны;
  • итоговые показатели анализа деятельности и опыта работы ранее сформированных территорий инновационного развития, т. е. тех, которые уже функционируют и созданы на базе иных законодательных актов РФ.

На текущий момент развития инновационной деятельности РФ требуется формирование более совершенной правовой базы ее осуществления. Это обусловлено следующими причинами:

  1. Нестандартность инновационных процессов. Любые новшества сопряжены с высоким уровнем рисков, потому, требуется формирование эффективной системы защиты объектов интеллектуальной деятельности.
  2. Низкий уровень связи и разнонаправленность регулирования инновационных процессов разными правовыми актами. Прежде всего, это касается положений Гражданского кодекса, Налогового кодекса, Бюджетного кодекса и ФЗ разной ориентации.
  3. Фрагментарный характер нормативно-правовой базы в сфере развития инновационной деятельности страны. Все НПА имеют разные области координирования инновационной сферы. Но единого нормативно-правового порядка, определяющего функционирование инновационной сферы, инновационных процессов на текущий временной момент не разработано.
«Правовое обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В настоящее время, все законодательные акты, которые регламентируют порядок организации и реализации инновационных процессов можно разделить на три группы:

  1. ФЗ, отражающие ведущие аспекты инновационной деятельности.
  2. ФЗ, отражающие движение объектов интеллектуальной собственности.
  3. ФЗ, затрагивающие финансовые аспекты инновационных процессов.

Между этими законами не имеется тесной связи и единой ориентации. Потому, встает вопрос о совершенствовании правовой базы, обеспечивающий создание единого правового механизма регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Актуальные направления совершенствования правовой базы инновационной деятельности

В настоящее время актуальными направлениями совершенствования правовой базы научно-технической и инновационной деятельности являются:

  • создание правовых основ поддержки малого инновационного предпринимательства;
  • обеспечение оптимальных условий создания инновационной продукции за счет эффективной системы защиты прав интеллектуальной собственности;
  • повышение уровня коммерциализации научных разработок за счет формирования законодательной базы ее осуществления;
  • включение в правовую инновационную базу аспектов, учитывающих интересы всех сторон инновационной деятельности, всех ее субъектов;
  • формирование и развитие объектов инновационной инфраструктуры (бизнес-инкубаторы, ресурсные центры, научно-технические кластеры, технополисы и др.);
  • совершенствование системы государственных закупок, ее нормативных основ в целях преобразования ценовой политики оборонных заказов;
  • повышение степени законности венчурного финансирования за счет формирования прозрачных схем финансирования;
  • перевод на новый уровень антимонопольного, налогового, таможенного, бюджетного контроля инновационной сферы, инновационных разработок;
  • формирование законодательного фундамента деятельности по отбору инновационных проектов на различных стадиях жизненного цикла продуктов;
  • формирование системы правовой защиты авторских прав и информационного обеспечения научно-технических процессов и разработок.

Реализация данных направлений требует формирования единой правовой базы, обеспечивающей формирование фундаментальных основ реализации инновационных процессов. Это обеспечит единые ориентиры осуществления инновационной деятельности и ее безопасность для субъектов хозяйствования. Таким образом, обеспечится рост стимулов к реализации разнородных инновационных проектов.

В результате создания единого правового механизма инновационной деятельности удастся достичь:

  1. Роста заинтересованности субъектов хозяйствования к осуществлению инновационных проектов.
  2. Снижения загруженности субъектов инновационного процесса, за счет создания единого НПА в данной области.
  3. Формирование всех методологических, методических, формализованных аспектов, проблем и норм реализации инновационной деятельности в едином нормативно-правовом документе.
  4. Высокого уровня взаимодействия субъектов предпринимательской сферы, учреждений науки и образования.
  5. Роста интеграции всех участников инновационной сферы деятельности.
  6. Расширения охвата инновационной сферы в системе национального хозяйства.
  7. Роста уровня осуществления инновационных процессов в системе национальной экономики в целом и в ее региональном разрезе.
  8. Роста уровня согласованности судебной практики в данной сфере деятельности.

Следует отметить, что инновационный процесс, его тенденции характеризуются быстротой смены. Динамику инновационной деятельности трудно заранее предугадать. В этой связи требуется непрерывный мониторинг эффективности правового регулирования в целях своевременного внесения поправок в правовые нормы.

Дата написания статьи: 28.02.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot