Научная сфера деятельности, инновационное развитие в РФ находятся в стадии своего становления. При этом активность инновационного развития является очень низкой, что обуславливает необходимость решения ряда проблем в этой области. Одной из них является несовершенство правой базы инновационных процессов.
Анализ федерального законодательства в области инноваций
На сегодняшний день ведущим инструментом государственного регулирования и стимулирования научной, научно-технической и инновационной выступает процесс создания технополисов и технопарков. Они являются территориями, имеющими особый правовой режим деятельности. Создание таких территорий опирается на Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Стоит отметить, что данный закон не учитывает:
- особенностей формирования и порядка размещения производительных сил на территории страны;
- итоговые показатели анализа деятельности и опыта работы ранее сформированных территорий инновационного развития, т. е. тех, которые уже функционируют и созданы на базе иных законодательных актов РФ.
На текущий момент развития инновационной деятельности РФ требуется формирование более совершенной правовой базы ее осуществления. Это обусловлено следующими причинами:
- Нестандартность инновационных процессов. Любые новшества сопряжены с высоким уровнем рисков, потому, требуется формирование эффективной системы защиты объектов интеллектуальной деятельности.
- Низкий уровень связи и разнонаправленность регулирования инновационных процессов разными правовыми актами. Прежде всего, это касается положений Гражданского кодекса, Налогового кодекса, Бюджетного кодекса и ФЗ разной ориентации.
- Фрагментарный характер нормативно-правовой базы в сфере развития инновационной деятельности страны. Все НПА имеют разные области координирования инновационной сферы. Но единого нормативно-правового порядка, определяющего функционирование инновационной сферы, инновационных процессов на текущий временной момент не разработано.
В настоящее время, все законодательные акты, которые регламентируют порядок организации и реализации инновационных процессов можно разделить на три группы:
- ФЗ, отражающие ведущие аспекты инновационной деятельности.
- ФЗ, отражающие движение объектов интеллектуальной собственности.
- ФЗ, затрагивающие финансовые аспекты инновационных процессов.
Между этими законами не имеется тесной связи и единой ориентации. Потому, встает вопрос о совершенствовании правовой базы, обеспечивающий создание единого правового механизма регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Актуальные направления совершенствования правовой базы инновационной деятельности
В настоящее время актуальными направлениями совершенствования правовой базы научно-технической и инновационной деятельности являются:
- создание правовых основ поддержки малого инновационного предпринимательства;
- обеспечение оптимальных условий создания инновационной продукции за счет эффективной системы защиты прав интеллектуальной собственности;
- повышение уровня коммерциализации научных разработок за счет формирования законодательной базы ее осуществления;
- включение в правовую инновационную базу аспектов, учитывающих интересы всех сторон инновационной деятельности, всех ее субъектов;
- формирование и развитие объектов инновационной инфраструктуры (бизнес-инкубаторы, ресурсные центры, научно-технические кластеры, технополисы и др.);
- совершенствование системы государственных закупок, ее нормативных основ в целях преобразования ценовой политики оборонных заказов;
- повышение степени законности венчурного финансирования за счет формирования прозрачных схем финансирования;
- перевод на новый уровень антимонопольного, налогового, таможенного, бюджетного контроля инновационной сферы, инновационных разработок;
- формирование законодательного фундамента деятельности по отбору инновационных проектов на различных стадиях жизненного цикла продуктов;
- формирование системы правовой защиты авторских прав и информационного обеспечения научно-технических процессов и разработок.
Реализация данных направлений требует формирования единой правовой базы, обеспечивающей формирование фундаментальных основ реализации инновационных процессов. Это обеспечит единые ориентиры осуществления инновационной деятельности и ее безопасность для субъектов хозяйствования. Таким образом, обеспечится рост стимулов к реализации разнородных инновационных проектов.
В результате создания единого правового механизма инновационной деятельности удастся достичь:
- Роста заинтересованности субъектов хозяйствования к осуществлению инновационных проектов.
- Снижения загруженности субъектов инновационного процесса, за счет создания единого НПА в данной области.
- Формирование всех методологических, методических, формализованных аспектов, проблем и норм реализации инновационной деятельности в едином нормативно-правовом документе.
- Высокого уровня взаимодействия субъектов предпринимательской сферы, учреждений науки и образования.
- Роста интеграции всех участников инновационной сферы деятельности.
- Расширения охвата инновационной сферы в системе национального хозяйства.
- Роста уровня осуществления инновационных процессов в системе национальной экономики в целом и в ее региональном разрезе.
- Роста уровня согласованности судебной практики в данной сфере деятельности.
Следует отметить, что инновационный процесс, его тенденции характеризуются быстротой смены. Динамику инновационной деятельности трудно заранее предугадать. В этой связи требуется непрерывный мониторинг эффективности правового регулирования в целях своевременного внесения поправок в правовые нормы.