Понятие и сущность инноваций
В современном постиндустриальном мире инновациям отводится первоочередная роль в развитии экономики и общества. Несмотря на повышенный интерес исследователей к данному феномену, единства подходов к определению термина «инновации» не выработано до сих пор.
В общей сложности можно выделить пять основных подходов к раскрытию сущности инноваций (рисунок 1). Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 1. Базовые подходы к определению сущности инноваций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Согласно объективному подходу под инновациями следует понимать результат научно-технического прогресса. В то же время процессный подход утверждает, что инновации есть процесс, включающий в себя разработку, внедрение в производство и коммерциализацию новых потребительских ценностей.
Объективно-утилитарный подход рассматривает инновации двояко: с одной стороны, воспринимает их в качестве объекта, а с другой – делает акцент на их утилитарном характере (способности к удовлетворению общественных потребностей с большим полезным эффектом).
Согласно процессно-утилитарному подходу инновации следует отождествлять с комплексным процессом создания, распространения и использования новых практических средств.
Наконец, процессно-финансовый подход рассматривает инновации с позиции процесса инвестирования в них.
Так или иначе, понятие инноваций тесно связано с такими терминами, как новации (новшества) и нововведения.
Новация (новшество) – это новый порядок, обычай, метод, явление или изобретение.
Нововведение – это процесс использования новшества.
Таким образом, инновации можно воспринимать в качестве нововведений, получивших реальное воплощение в производственном процессе и фактически используемых.
Согласно международным стандартам под инновациями следует понимать конечные результаты инновационной деятельности, представленные в виде новых или усовершенствованных продуктов, внедренных на рынок, либо процессов, используемых в практической деятельности. Также инновация может быть определена в качестве результата процесса формирования и распространения качественно отличных от предшествующих аналогов изделий, услуг, технологий и управленческих методов. Это новшество, приобретающее экономическое содержание.
Основными свойствами инноваций являются:
- новизна;
- производственная преемственность;
- коммерческая реализуемость.
Это означает, что все новшества, новации и нововведения, прежде всего, должны символизировать наличие новизны в виде технико-технологических сдвигов, организационных либо управленческих преобразований. Помимо этого, нововведения должны быть внедрены в производство и реализуемы на рынке, то есть востребованы. Лишь в этом случае, при соблюдении описанных выше условий, нововведения могут считаться инновациями.
Классификация инноваций
Инновации подлежат множественной классификации по различным основаниям. Их основные виды представлены на рисунке 2. Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 2. Виды инноваций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В зависимости от содержания и формы реализации инновации могут быть представлены в виде продукта или процесса. В первом случае речь идет о получении новых продуктов или услуг, нацеленных на удовлетворение определённых рыночных потребностей, а во втором – о новых элементах, вводимых и организационные, управленческие, производственные, маркетинговые и иные процессы.
По степени новизны и своему инновационному потенциалу инновации могут быть радикальными (базисными) и модифицированными (ординарными). Первые ориентированы на создание принципиальных новшеств, не имеющих аналогов в прошлом, а вторые носят улучшающий характер и являются новшествами относительной новизны. Как показывает практика, в современном мире наиболее важная роль отводится последним.
Все инновации могут быть ориентированы на удовлетворение уже устоявшихся либо новых общественных потребностей.
В зависимости от своей способности к распространению инновации делятся на единичные и диффузные. Первые осуществляются в рамках какого-либо одного объекта, а вторые – широко распространены. По механизму своего осуществления инновации также могут быть завершенными либо незавершенными, успешными или неуспешными.
По приоритетам появления инновации принято делить на инициирующие и последующие. В то же время в зависимости от отношения к предшествующим нововведениям инновации делятся на пять групп:
- замещающие инновации (предполагают полную замену устаревшего продукта, процесса или технологии);
- отменяющие инновации (ориентированы на полное исключения изделия в связи с появлением новых функций);
- возвратные инновации (связаны с возвращением к прежним прототипам, способам и методам в виду несостоятельности инновации);
- открывающие инновации (основаны на создании средств, не имеющих сопоставимых аналогов);
- ретровведения (опираются на воспроизведение и формирование на современном уровне старых предшественников).
В зависимости от времени реализации они могут быть текущими или перспективными.
Помимо прочего инновации в зависимости от типа новшеств делятся на две группы: материально-технические и социальные. Первые представлены промышленными материалами, техникой и технологиями, а вторые могут быть экономическими, правовыми, социально- и организационно- управленческими и даже педагогическими.
По области своего применения инновации могут быть техническими, технологическими, организационно-управленческими, информационными и социальными.
По причине своего возникновения инновации делятся на реактивные и стратегические. Первые появляются в качестве реакции на нововведения конкурентов, а вторые формируются в целях получения конкурентных преимуществ.
В зависимости от особенностей инновационного процесса, инновации принято разграничивать на внутри- и меж- организационные.
Данные подход к классификации инноваций не является единственным. Вся их совокупность может быть разделена на однородные группы и по иным признакам. Так, например, Ф. Валента классифицировал инновации с позиции степени интенсивности инновационного процесса, а А. И. Пригожин разделял инновации с точки зрения их социальных последствий.